N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. Часть соревнований Олимпиады-1980 проводилась в других городах Советского Союза, а именно: парусные регаты стартовали в Таллине; предварительные игры футбольного турнира состоялись в Киеве, Ленинграде и Минске; соревнования по пулевой стрельбе прошли на стрельбище «Динамо» в подмосковных Мытищах.

Напомним, те Олимпийские игры известны тем, что более 50 стран бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан. Некоторые спортсмены из стран, бойкотировавших Игры, всё же приехали в Москву и выступали под олимпийским флагом. Этот бойкот стал одной из основных причин ответного бойкота Советским Союзом и рядом его союзников на следующих летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Впервые проводившаяся «за железным занавесом», в социалистической стране Московская Олимпиада должна была стать «визитной карточкой», продемонстрировать рост открытости СССР в связи с начавшимся процессом разрядки международной напряженности.
Для преодоления возникающих препятствий СССР нередко приходилось задействовать все имевшиеся в его распоряжении средства – политические, дипломатические, экономические, порой прибегая даже к помощи отечественных и иностранных спецслужб!
Еще за полгода до объявления года решения МОК о столице будущей Олимпиады – 80, внешнеполитическая разведка – Первое главное управление КГБ СССР, — доложила о благоприятном для Москвы раскладе мнений его членов.
23 декабря 1975 г. было принято закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по подготовке и проведению Олимпийских игр 1980 г.».

При этом следует отметить, что помимо Москвы, спортивные соревнования Олимпиады проходили также в Таллинне (парусная регата), Ленинграде, Киеве и Минске (футбольный олимпийский турнир).

И с той поры «Олимпийский вопрос» постоянно находился в поле зрения и «на контроле» в высших партийных и советских инстанциях.

В целом на проведение Олимпиады бюджетом страны выделялось свыше 2 миллиардов рублей.

В структуре Оргкомитета «Олимпиада – 80» впоследствии, наряду с еще несколькими десятками комиссий, были созданы комиссии по вопросам безопасности и общественного порядка и информации и пропаганды.
От Комитета госбезопасности СССР в комиссию Оргкомитета «Олимпиада — 80» по вопросам безопасности и общественного порядка вошел начальник 5 управления КГБ Филипп Денисович Бобков, заместитель начальника Оперативного штаба КГБ по обеспечению безопасности Олимпиады. А Оперативный штаб КГБ возглавил первый заместитель председателя Виктор Михайлович Чебриков.

(Виктор Михайлович Чебриков - Член Политбюро ЦК КПСС, Генерал армии, заместитель председателя КГБ при Совете Министров СССР)
Одним из важных направлений подготовки к Олимпиаде в СССР стало обеспечение безопасности ее проведения — слишком свежа еще была в памяти сентябрьская трагедия 1972 г. в Мюнхене, когда террористы уничтожили 13 членов израильской спортивной команды.

Напомним, что в уже в 70-е годы многие страны мира содрогались от террористических атак Ирландской республиканской армии (ИРА), баскской ЭТА, «Японской Красной армии» (КАЯ) и западногерманской «Фракции Красной армии» (РАФ), многочисленных палестинских и исламистских организаций.
Причем эти и другие террористические группировки осваивали «боевые» действия не только на собственной территории, но и за ее пределами:
- 13 октября 1977 г. в аэропорту Мальорки «интернациональной» группой террористов захвачен самолет немецкой Люфтганзы;
- в феврале 1978 г. при взрыве ресторана в Белфасте погибли 12 человек, 30 посетителей получили ранения;
- в мае 1978 г. в Италии был похищен и убит террористами из «Красных бригад» бывший премьер Альдо Моро;
- в августе 1979 г. результате взрыва катера погиб родственник британской королевы лорд Маунтбаттен…

А 8 января 1977 г. в Москве прогремели три взрыва — самый крупный и «громкий», в прямом и переносном смысле слова, террористический акт в СССР за весь послевоенный период, в результате которого погибли 7 и ранения получили более 40 человек. Террористы, связанные с одной из зарубежных эмигрантских организаций, были вычислены чекистами и арестованы в сентябре того же года, а 13 января 1979 г. в Москве состоялся суд, вынесший им заслуженный приговор.

Следует отметить, что в предвидении роста террористических угроз, как одной из негативных тенденций процесса глобализации, еще в июле 1974 г. председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов ставит перед Политбюро ЦК КПСС вопрос о создании в КГБ спецподразделения – первоначально со штатной численностью 30 человек, — для предупреждения и пресечения его силами возможных террористических акций.

Предложение Андропова было одобрено Политбюро и через две недели 29 июля 1974 г. приказом Председателя КГБ № 0089/ОВ «Об изменении в штатах 7 управления КГБ и утверждении Положения о Группе «А» было положено начало созданию легендарной «Альфы» (официальное ее наименование в те годы – «Группа «А» 7 управления КГБ СССР).
А с 1 октября 1974 г. личный состав группы «А» приступил к плановой оперативно-боевой подготовке. Приказом председателя КГБ № 0177 от 31 марта 1977 г. численность личного состава была увеличена вдвое, в ней появилось отделение подводных боевых пловцов, а в целом подразделение начало подготовку по «олимпийской программе».

В сентябре того же 1977 г. в Москве был образован Центральный научно-исследовательский институт специальных исследований (ЦНИИСИ) КГБ СССР. В его структуре изначально была организована взрыво-техническая лаборатория, впоследствии оказавшаяся незаменимой для предотвращения и расследования актов терроризма.

В качестве печального курьеза в истории Московской Олимпиады приведем тот факт, что масштабность и сложность задач по ее подготовке вызвала неуверенность даже у Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

(Л.И. Брежнев на открытии Олимпиады-80 в Москве)
25 декабря 1975 г. он написал своему ближайшему помощнику К.У. Черненко (для предварительной проработки с членами Политбюро ЦК): « Как-то сложилось таким образом, что нами принято решение провести спортолимпиаду в СССР. Стоит это мероприятие колоссальных денег. Возможно, этот вопрос нам следует пересмотреть и отказаться от проведения Олимпиады. Знаю, что это вызовет много кривотолков. Но при решении данного вопроса на первый план выдвигаются вопросы о стоимости этого мероприятия…
Мне подсказали, что есть возможность отказаться от этого мероприятия, уплатив какой-то небольшой взнос в виде штрафа. Из опыта проведения подобных Олимпиад в прошлом могут быть разного рода скандалы, которые могут очернить СССР….»
.
Легко представить, каким бы подарком для недругов нашей страны стало бы подобное не взвешенное политическое решение генсека. Но коллективная воля членов Политбюро ЦК способствовала принятию иного решения о судьбе Олимпиады 1980 г.

Уже 28 октября 1975 г. в МВД было создано специальное «олимпийское» управление — Управление по охране общественного порядка и безопасности XXII Олимпийских игр , которое возглавил Игорь Евлампиевич Ложкин, включившееся в разработку системы мер обеспечения безопасности их участников и гостей.

Для ознакомления с опытом организации подобной работы за рубежом делегация представителей правоохранительных органов, в которую были официально включены и представители КГБ СССР, выезжала в 1976 г. в Монреаль, который в тот год стал столицей XXI Олимпийских игр. Группу представителей КГБ в составе этой делегации возглавлял заместитель начальника 5 Управления КГБ СССР генерал-майор Иван Павлович Абрамов.

В июне 1977 г. для координации всей работы по линии КГБ в 5 Управлении был образован 11 отдел, задачей которого являлось «осуществление оперативно-чекистских мероприятий по срыву подрывных акций противника и враждебных элементов в период подготовки и проведения летних Олимпийских игр в Москве». Его возглавил Валентин Владимирович Звезденков.
Аналогичный отдел был образован и в 5 Службе Управления КГБ СССР по г. Москве и Московской области. Впоследствии многие сотрудники этого отдела, а также оперативные работники УКГБ имели официальную аккредитацию на различных олимпийских объектах как сотрудники СБП — «службы безопасности проведения», дававшую право почти повсеместного прохода по всем охраняемым зонам и олимпийским объектам, а последних в Москве было 99.

В «олимпийский» отдел 5 управления КГБ стекалась вся информация, затрагивавшая вопросы безопасности проведения Олимпиады, от кого бы она не поступала: от разведки, контрольно-пропускных пунктов погранвойск, органов военной контрразведки и территориальных органов КГБ, информация «от друзей» — от органов госбезопасности союзных с СССР государств, а также МИД СССР, ТАСС, МВД, и других министерств и ведомств.
Благодаря созданным КГБ заблаговременно оперативным позициям советское руководство располагало информацией о том, что зарубежные спецслужбы и поддерживаемые ими различные антисоветские организации планируют, используя массовый въезд туристов в нашу страну, провести враждебные акции.

Помимо информации КГБ СССР, Оргкомитет «Олимпиада – 80», его специализированные комиссии, а также ЦК КПСС получали всю необходимую информацию, касающуюся подготовки Олимпиады от различных государственных органов. Так, еще 21 марта 1975 г. Агентство печати «Новости» (АПН), занимавшееся вопросами внешнеполитической пропаганды, направило в ЦК аналитическую записку «Некоторые особенности выступлений буржуазной пропаганды вокруг Олимпиады-80 и предложения по контрпропаганде».

В сентябре следующего года оно представило аналитический обзор «Основные тезисы враждебной пропаганды в связи с Олимпиадой-80 и предложения по контрпропаганде», на основании которого Отдел пропаганды ЦК КПСС подготовил предложения «О дополнительных контрпропагандистских мерах связи с Олимпиадой-80».

Вот что докладывалось в ЦК КПСС в спецсообщении КГБ СССР N 1213-А от 16 июня 1978 г .: «О замыслах западных спецслужб и зарубежных антисоветских организаций в связи с «Олимпиадой – 80»: «Комитет госбезопасности при Совете Министров СССР располагает сведениями о том, что спецслужбы капиталистических государств и находящиеся на их содержании зарубежные националистические, сионистские, клерикальные и иные антисоветские организации вынашивают враждебные замыслы в связи с XXII летними Олимпийскими играми 1980 года в Москве.

По достоверным данным, западные спецслужбы изыскивают возможности для включения в составы национальных олимпийских делегаций лиц, связанных с НТСи другими формированиями, ведущими подрывную работу против Советского Союза. Вопрос о подборе и внедрении членов НТС в олимпийские команды некоторых стран в качестве переводчиков, мастеров-ремонтников, конюхов, врачей и т.п. специально обсуждался на заседании совета НТС в ноябре 1977 года.

Имеются оперативные данные о том, что эмигрантская организация «Комитет за возвращение высланных крымских татар на их родину» уже начала подготовку группы спортсменов с целью включения их в состав ряда национальных команд для участия в Олимпиаде. По замыслу главарей указанного «Комитета», на открытии эти спортсмены должны устроить на стадионе публичные выступления в «защиту крымских татар» путем развертывания лозунгов, выкриков с призывами провокационного характера. При этом учитывается, что церемония открытия Олимпиады будет передаваться по телевидению на многие страны мира.

Получены данные о том, что в состав олимпийской делегации США будет включена, в качестве базовой, команда баскетболистов, находящаяся на содержании баптистской организации «Крестовый поход на университеты за Христа».

Одновременно установлено, что западные спецслужбы, зарубежные антисоветские организации и подрывные идеологические центры придают большое значение использованию канала международного туризма для инспирации враждебных проявлений на территории СССР в период подготовки и проведения Олимпийских игр.
Противник планирует использовать этот канал для засылки в нашу страну террористов, эмиссаров и агентов различных враждебных организаций, а также бывших советских граждан, выдворенных или выехавших ранее из Советского Союза. Предполагается их использование в осуществлении террористических актов, массовом распространении антисоветской и клеветнической литературы, пропаганде антисоциалистических и антикоммунистических идей, склонении некоторых советских граждан к выезду в капиталистические страны, провоцировании антиобщественных и враждебных проявлений, сборе материалов о «нарушении прав человека», а также о некоторых негативных явлениях.

(Встреча олимпийского огня на ж/д вокзале г. Киева)
Подтверждением этому являются следующие данные:
— от одного из наших источников получены сведения о том, что в ФРГ и ряде других капиталистических стран якобы ведется подготовка террористов для засылки в СССР в период Олимпиады в качестве туристов для совершения террористических актов ;
— эмигрантская организация «Эстонский национальный совет» (ЭНС), выработавшая в 1977 г. новые установки для проведения антисоветской деятельности, рекомендует эстонским эмигрантам, посещающим Родину, создавать в ЭССР небольшие конспиративные «группы действия», которые совершали бы враждебные выступления во время проведения в республике международных мероприятий, в том числе олимпийских соревнований;
— на совещании руководителей международной организации молодых христиан (ИМКА), состоявшемся весной 1977 г. в г. Кассель (ФРГ), принято решение о проведении в 1980 г. в Москве в период Олимпиады традиционной международной конференции-встречи с повесткой дня «Верующая молодежь и спорт». На встречу планируется пригласить представителей 83 национальных организаций ИМКА, которым рекомендуется прибыть в Москву в качестве туристов;
— активный участник сионистского движения в Англии Д. Гоулд, владелец туристической фирмы в г. Ливерпуле, высказал намерение провести переговоры с соответствующими советскими организациями об участии своей фирмы в посреднических операциях по туризму. В состав туристических групп Гоулд планирует включить значительное число лиц еврейской национальности, в частности эмигрировавших из СССР. По замыслу Гоулда, основная задача таких туристов будет состоять в проведении «пропагандистской работы, направленной на активизацию эмиграции евреев из СССР», а также распространении враждебной литературы, осуществлении бесконтрольных контактов, нелегальном получении и вывозе тенденциозных материалов из СССР;
— в США, Израиле и Западном Берлине ведется работа по включению в группы туристов лиц еврейской национальности, выехавших или выдворенных из СССР, которые желают посетить Советский Союз в связи с Олимпийскими играми;
— в 1977 г. эстонскими эмигрантами из числа верующих (значительная часть которых является пятидесятниками), проживающими в Австралии, создана специальная миссия, планирующая использовать подготовку и проведение «Олимпиады – 80» для активизации религиозной работы в Эстонии . В «олимпийскую программу» миссии входит доставка и распространение в СССР религиозной литературы и техники для ее размножения;
— находящаяся в Швеции эмигрантская организация «Латышский национальный фонд» готовит издание брошюры (на английском языке) «о репрессированных и пропавших в СССР спортсменах». Предполагается распространить брошюру перед Олимпийскими играми.

О возможном совершении террористических или иных экстремистских акций во время Олимпийских игр в Москве распространяются различные сообщения с помощью средств массовой информации капиталистических государств.
КГБ СССР учитывает изложенные выше данные при выработке мер, направленных на обеспечение безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских игр 1980 года. Об этих мерах будет доложено ЦК КПСС»
.

Комитет госбезопасности и в дальнейшем продолжал информировать «инстанцию», как на профессиональном языке именовался Центральный комитет КПСС, Оргкомитет «Олимпиада-80», другие заинтересованные государственные органы о вновь полученных сведениях, относящихся к предстоявшей Олимпиаде в Москве.

Еще более чем за полгода до ввода Ограниченного контингента советских войск в республику Афганистан, 25 апреля 1979 г. Ю.В. Андропов так информировал ЦК КПСС «О враждебной деятельности противника в связи с Олимпиадой – 80» (регистрационный N 819-А): «Поступающие в Комитет госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что спецслужбы противника, идеологические диверсионные центры и зарубежные антисоветские организации, пользуясь поддержкой и покровительством реакционных кругов ряда империалистических государств, продолжают вести кампанию по дискредитации Олимпиады – 80.

При этом в тактике подрывной деятельности противника происходят определенные изменения. Если в 1977 г. и первой половине 1978 г. наиболее характерными для его деятельности являлись призывы бойкотировать московскую Олимпиаду, то в последнее время на первый план выдвигается идея использовать Олимпийские игры 1980 года для осуществления на территории СССР террористических, диверсионных и иных подрывных акций экстремистского характера»
.

Вынуждено прервав здесь цитирование этого документа, особо подчеркнем, что, вопреки распространенному мнению, бойкот Московской олимпиады был не «ответом» на ввод советских войск в Демократическую республику Афганистан по просьбе ее руководства, а планировался еще в 1977 г. и первой половине 1978 г.

(Плакат призывающий бойкотровать Олимпиаду-80)
Далее ЦК КПСС информировался о том, что « Особую активность в этом плане проявляют главари „Народно-трудового союза“ (НТС), сионистских и других зарубежных националистических формирований и антисоветских организаций.

По полученным оперативным данным, НТС объявил кампанию по сбору средств с целью создания специального фонда для проведения враждебных акций на Олимпийских играх в Москве, разработал «программу-минимум» по подбору и подготовке «тысячи активных пропагандистов» для засылки в СССР в потоке туристов, которые должны будут распространять антисоветскую литературу и устанавливать нелегальные контакты с различного рода отщепенцами.

Зарубежные украинские, литовские, эстонские, крымско-татарские, дашнакские и прочие националистические организации, различные „комитеты“ и „союзы“, тесно сотрудничающие с разведывательно-диверсионными службами капиталистических государств, также ведут активную подготовку своих эмиссаров и вынашивают намерения включить их в состав ряда национальных делегаций и туристических групп для поездки в СССР в период подготовки и проведения Олимпиады — 80.
Перед эмиссарами и связанными с ними враждебными элементами из числа советских граждан противник ставит задачу по изучению обстановки и созданию условий для проведения провокационных акций. В этих целях рекомендуется тщательно изучать места расположения Олимпийских объектов, систему пропускного режима на них, устанавливать контакты с обслуживающим персоналом спортивных сооружений, подбирать конкретных лиц из числа советских граждан с целью инспирации с их помощью выступлений с провокационными требованиями.

Националистические и клерикальные организации намерены осуществить массовый завоз в СССР антисоветской литературы, которая, по их замыслам, должна „наводнить Москву, Киев и Прибалтику» в период Олимпийских игр. Одновременно клерикальные центры стремятся объединить свои усилия в целях сбора клеветнической информации о положении верующих в СССР и побуждении религиозных фанатиков в различных областях страны к активным противоправным действиям в период подготовки и проведения Олимпиады – 80.

Комитетом госбезопасности получены сведения о том, что русский отделМИД Израиля в декабре 1978 г. внес в правительство предложение об использовании Олимпийских игр в Москве для ведения сионистской пропаганды на территории СССР, разжигания националистических настроений среди граждан еврейской национальности.
В этих целях предполагается максимально использовать олимпийского атташе, а также спортивную делегацию и туристические группы Израиля, в состав которых планируется включить представителей израильских спецслужб и лиц, известных своей антисоветской деятельностью, которые должны будут организовать встречи с националистически настроенными лицами, собирать тенденциозную информацию, передавать инструкции, деньги, литературу и проводить иные враждебные акции.

Для дискредитации XXII Олимпийских игр в Москве спецслужбы противника и зарубежные антисоветские центры по-прежнему пытаются использовать различного рода инсинуации «о нарушениях прав человека в СССР». В отдельных случаях им удается инспирировать провокационные действия со стороны антиобщественных элементов внутри страны, толкнуть некоторых из них на безответственные заявления клеветнического характера, способствующие раздуванию антисоветской истерии на Западе.

Так, известный антисоветчик Андрей Сахаров рекомендует каждой зарубежной спортивной делегации выставить в качестве условия своего участия в Олимпиаде-80 требование об освобождении одного или двух т.н. «узников совести в СССР».
Группа антиобщественных элементов передала на Запад заявление о создании т.н. «Ассоциации олимпийских гарантий в СССР», изобилующее клеветническими измышлениями и провокационными призывами. Отдельные просионистски настроенные лица вынашивают намерение организовать в дни Олимпиады демонстрации протеста, а также ряд других экстремистских акций.

Комитет госбезопасности учитывает эти данные при выработке мер, направленных на обеспечение безопасности и общественного порядка в период подготовки и проведения XXII Олимпийских игр.

Председатель Оргкомитета «Олимпиада – 80» тов. Новиков И.Т. проинформирован»
.


(Сотрудники Запорожского ОВД во время командировки в Москве, 1980)
Теперь, по прошествии более тридцати лет с тех пор, нельзя объективно не признать, что все эти потуги и инсинуации вокруг Олимпиады в Москве не имели никакого отношения к спортивным состязаниям и международному Олимпийскому движению, а преследовали сугубо корыстные, узко корпоративные политические цели и интересы, были направлены лишь на использования Игр в качестве повода для пропагандистских и провокационных действий.

И нельзя не отметить того факта, что Международный олимпийский комитет во главе с его президентом лордом М. Киланнином и вице-призидентом Хуаном Антонио Самаранчем, понимая надуманность обвинений и требований, выдвигавшихся к СССР, пытались противодействовать им, попыткам вовлечения МОК в подобные сомнительные и нечистоплотные игры, последовательно заявляя, что спорт и олимпийское движение вне политики, призваны способствовать укреплению дружбы, а не недоверия и розни между народами.

(Американские болельщики на трибунах стадиона "Лужники")
Особенно лицемерными и циничными, в свете сегодняшних событий в мире выглядят, предпринимавшиеся в то время акции «по выяснению положения с правами человека, подавлением и угнетением национальных меньшинств в Советском Союзе», когда ныне в целом ряде бывших союзных республик СССР эти реальные, а не надуманные проблемы уже давно перестали быть секретом и вызывают вполне обоснованную обеспокоенность международной общественности.

В одном из последующих сообщений председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов информировал ЦК КПСС (N 1455-А от 30 июля 1979 г.): «О враждебной деятельности противника в связи с Олимпиадой – 80».
Краткое содержание. Спецслужбы противника, зарубежные антисоветские центры, органы массовой информации Запада активизируют кампанию по дискредитации Олимпиады – 80. В этой связи за рубежом создаются так называемые «комитеты» и «группы» антиолимпийской направленности . Продолжается муссирование вопроса об аккредитации на Олимпиаде представителей подрывных радиостанций.

В Комитет госбезопасности поступают данные об усилении подрывной деятельности спецслужб противника, зарубежных идеологических диверсионных центров и антисоветских организаций по дискредитации Олимпиады – 80 и использованию XXII Олимпийских игр во враждебных СССР целях.
"В последнее время на Западе отмечается значительное увеличение масштабов пропагандистских кампаний, направленных на разжигание антисоветских настроений среди зарубежной общественности в связи с Московской Олимпиадой. Инспираторы пропагандистской шумихи, широко используя весь арсенал средств массовой информации, стремясь вызвать недоверие к Советскому Союзу, как организатору Игр, искусственно заостряют внимание западного обывателя на второстепенных или надуманных вопросах. Многие органы буржуазной печати дали своим сотрудникам задание приступить к сбору и подготовке материалов о «недостатках в советской экономике, торговле, сфере обслуживания, строительстве олимпийских объектов», которые якобы могут представить «серьезную угрозу для проведения Игр на должном уровне».

Противник не останавливается и перед оказанием прямого психологического давления на западную общественность. Примером этому служит опубликованная недавно в США книга Дж. Петтерсона под названием «Инструкция по совершению террористических актов», в которой обыгрывается провокационная версия о захвате группой террористов во время Московской Олимпиады заложников-спортсменов…"
.

Подчеркнем, что, по оценкам специалистов, этот «инструктаж» не только внушал опасения относительно поездок иностранцев в СССР, при том, что наша страна тогда имела уровень преступности в разы ниже, чем даже в «наиболее демократических зарубежных странах»; но и мог подтолкнуть экстремистски настроенных и психически неуравновешенных лиц на совершение аналогичных описываемым в книге действий, или к поискам иных путей достижения провокационных целей.

Помимо прямого инспирирования и стимулирования возможных противоправных действий, подобные публикации преследовали цели и сократить приезд иностранных туристов в СССР на период Олимпийских игр, тем самым подорвав законные расчеты хозяев Олимпиады на прибыль для компенсации затрат на создание олимпийских объектов и инфраструктуры -экономическая составляющая «большого» спорта и олимпийского движения ныне ни для кого не является секретом.

Продолжим, однако, цитирование спецсообщения Ю.В. Андропова в ЦК КПСС N 1455-А от 30 июля 1979 г. «О враждебной деятельности противника в связи с Олимпиадой — 80»: "В акциях по психологической обработке населения стран Запада задействован широкий спектр антисоветчиков всех мастей — от парламентариев и членов правительств до деградировавших отщепенцев типа Буковского, Плюща и им подобных.

Спецслужбы противника, зарубежные центры идеологических диверсий продолжают активно использовать во враждебной деятельности против нашей страны затасканный лозунг «защиты прав человека в Советском Союзе ». В этой связи за рубежом в последнее время в большом количестве возникают так называемые «комитеты» и «группы» антиолимпийской направленности.

В Англии 30 депутатов парламента вошли в состав «Антиолимпийского комитета», руководство которого выдвинуло перед участниками задачу проведения кампании по дискредитации XXII Олимпийских игр в Москве.

В Бельгии создан «Комитет Москва – 80» (ответственный секретарь – Джо Бени), выступивший с серией провокационных призывов к западной общественности в связи с предстоящей Олимпиадой. Организаторы «комитета» ратуют за «освобождение политических заключенных», призывают к «уважению демократических прав в СССР», выдвигают другие провокационно-демагогические требования. По имеющимся данным, в состав этого «комитета» вошли такие антисоциалистические организации, как «Чехословакия – 10 лет», «Новое европейское сопротивление» и некоторые другие. «Комитет» приступил к изданию и распространению бюллетеня, выдержанного в традициях махрового антисоветизма, а также принял решение о привлечении к своей деятельности находящейся на содержании ЦРУ «Международной амнистии» и отдельных функционеров сионистских организаций.

В Голландии по инициативе группы парламентариев от четырех ведущих партий образован комитет «Олимпийские игры и права человека». В его состав вошли 11 членов парламента, представители голландских профсоюзов, церкви, высших учебных заведений, некоторые известные спортсмены, юристы. На состоявшейся пресс-конференции организаторы «комитета» заявили, что их основной целью является «приведение политики СССР в области прав человека в соответствие с международными договорами». Руководство «комитета» планирует в будущем осуществлять свою деятельность и через Европейский парламент, создав для этого соответствующий международный орган.

В ФРГ активистами «Общества за права человека» создан «Комитет по подготовке к Олимпийским играм». В круг основных задач «комитета» входит рассылка в адрес спортивных союзов западных стран материалов «о нарушении прав человека в СССР»; персональная подготовка спортсменов, выезжающих в Советский Союз, для совершения провокационных акций; побуждение стран-участниц Олимпиады – 80 к активным действиям «по выяснению положения с правами человека, подавлением и угнетением национальных меньшинств в Советском Союзе».

На состоявшихся во Франции и Швейцарии сборищах так называемых «групп контроля за соблюдением хельсинкских соглашений» противником были широко использованы злобные антисоветские выступления Плюща, призывавшего «сделать Олимпийские игры в Москве массовой манифестацией в защиту прав человека в СССР», и Буковского, который назвал Олимпийскую парусную регату в Таллинне «проведением Игр на оккупированной территории».

Продолжают наращивать усилия по организации враждебной СССР деятельности в период подготовки и проведения Московской Олимпиады клерикальные центры Запада.

По полученным данным, определенные католические круги за рубежом вынашивают идею учреждения собственного представительства Ватикана на XXII Олимпийских играх. Изучается возможность обращения одного из Национальных Олимпийских комитетов в МОК с ходатайством об исполнении Папского гимна в случае получения олимпийской награды спортсменом-католиком. Постоянно муссируется идея «освящения Папой Олимпийского огня в Салониках».

Отдельные клерикалы в попытках дискредитации Московской Олимпиады и оказания психологического давления на западную общественность идут на распространение откровенно лживых слухов и сплетен. Так, например, реакционное духовенство американской автокефальной православной церкви и украинской автокефальной церкви США вкупе с редколлегиями антисоветских газет «Свобода» и «Мета» усиленно распространяют версию о том, что летом 1979 г. в СССР якобы будет принят новый закон о гражданстве, в соответствии с которым власти получат право не выпускать из нашей страны прибывших на Олимпиаду зарубежных граждан – родственников лиц, в прошлом эмигрировавших из Советского Союза.

Поступающие в Комитет госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что ряд сионистских организаций в странах Запада приступил к сбору средств, которые имеется в виду использовать для осуществления подрывной деятельности в СССР во время Олимпиады. В этих целях сионисты намереваются использовать определенное количество советских денег, вывезенных из СССР контрабандным путем. По полученным данным, за рубежом готовится акция по продаже находящихся в Швейцарии и других капиталистических странах советских денежных знаков по цене в 5 – 7 раз дешевле официального курса. Международная сионистская верхушка горячо поддерживает идею скупки советских денег, планируя реализовать этот замысел через так называемый «Фонд помощи евреям Советского Союза».

Спецслужбы США, правая реакция Запада не прекращают кампанию за аккредитацию на Олимпиаде-80 представителей подрывных радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа». В последнее время США предприняли ряд шагов по втягиванию НАТО в финансирование деятельности указанных антисоветских центров. На совещании руководства радиостанций в Мюнхене председатель Совета по международному радиовещанию Гроноуски заявил, что ему удалось заручиться согласием ответственных работников аппарата НАТО обратиться с соответствующей просьбой к правительствам стран-участниц блока об оказании содействия в аккредитации корреспондентов «Свободы» и «Свободной Европы» на Московской Олимпиаде.

Комитет государственной безопасности с учетом складывающейся обстановки принимает меры по выявлению и срыву замыслов противника в отношении Олимпиады-80".


Вопросы обеспечения безопасности гостей и участников Олимпиады постоянно рассматривались Оргкомитетом, решения и указания которого были обязательны для администраций всех олимпийских объектов.

(Группа милиционеров направленных в командировку от МВД Коми АССР)
Для срыва возможных противоправных провокационных действий, в том числе недопущения и пресечения попыток осуществления террористических акций, локализации их последствий, в городах, где находились олимпийские объекты, были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН ). Московский отряд ОМОНа начал подготовку по специальной программе в январе 1979 г., а уже в июне он провел перед Штабом по проведению Олимпиады показательные выступления по освоенной программе.

Оперативную обстановку накануне Олимпиады серьезно осложнил тот факт, что с осени 1978 г. в Подмосковье стали обнаруживаться самодельные мины-ловушки. В результате подрыва одной из них имелись жертвы…
Никто не знал, кто и что стоит за этими действиями, но версии о мотивах действий преступников (или преступника) были разные.
В результате кропотливой оперативно-поисковой работы чекистов Управления КГБ по г. Москве и Московской области преступник – ранее четырежды судимый рецедивист, к тому же страдающий психическим заболеванием, — был «вычислен» и 6 октября 1979 г. арестован.
Кстати сказать, в книге Джона Бэррона «КГБ сегодня», изданной в нашей стране в 1992 г., этот террорист называется одним из «активистов диссидентского движения», что не соответствовало действительности, и «невинной жертвой КГБ».

В рамках мероприятий по обеспечению безопасности проведения Олимпиады осенью 1979 г. УКГБ по г. Москве и Московской области была проведена крупномасштабная операция «Огни Москвы», целью которой являлось выявление и ликвидация всевозможных криминальных и криминогенных очагов столицы.
В частности, в ходе этой операции были ликвидированы две банды «таксистов» (поскольку подставные «липовые» машины играли в комбинациях аферистов, действовавших под видом «сотрудников КГБ», немаловажную роль) — всего в них входило около 60 участников.

Еще одной особенностью данной операции явилось то обстоятельство, что от иностранцев, пострадавших от рук грабителей — мнимых «офицеров КГБ», — не поступило ни одного официального заявления или жалобы…

Разумеется, в мероприятиях по обеспечению безопасности в период проведения в СССР Олимпиады участвовали далеко не только органы КГБ и их сотрудники. Например, вопросы подбора и подготовки кадров для работы «на Олимпиаде» — по приему и обслуживанию ее участников и гостей, рассматривался на Секретариате ЦК КПСС 26 декабря 1978 г.

Всем известное «неофициальное» решение об ограничении въезда граждан в Москву было принято Секретариатом ЦК КПСС еще 24 июня 1979 г. При этом исходили из того, что на Олимпиаду в Москву прибудут 150 тысяч иностранных и 100 тысяч советских туристов. В действительности же иностранных туристов в Москве оказалось даже больше – 211 тысяч, даже при том, что некоторые зарубежные турфирмы расторгли контракты на организацию туров в СССР на этот период.

В тексте данного постановления отмечалось: «Такой приток иностранцев и советских граждан создает определенные трудности в их размещении, организации питания и иных видах обслуживания…
Большой наплыв граждан потребует принятия дополнительных мер по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка. В связи с этим представляется целесообразным в указанный период времени ограничить въезд в г. Москва советских граждан, не связанных с участием или обеспечением Олимпиады – 80»
.

Накануне открытия Олимпиады под «зачистку» в Москве попали около 50 тысяч «антиобщественных элементов» — попрошаек, алкоголиков и дебоширов, в административном порядке временно «выдворенных за 101 километр».

(Почти пустой Калининский проспект во время Олимпиады-80)
Но тот же Секретариат ЦК КПСС 19 февраля 1980 г. утверждает Культурную программу Олимпиады.

Между тем международный предолимпийский фон продолжал накаляться. Вот как складывавшаяся вокруг Олимпиады-80 обстановка характеризовалась в записке отделов пропаганды и внешнеполитической пропаганды ЦК КПСС «О враждебной кампании против летних Олимпийских игр 1980 года в Москве» к заседанию Секретариата ЦК 29 января 1980 г.: «Президент США Картер, используя как предлог оказание Советским Союзом помощи Афганистану, выступил с требованием бойкота летних Олимпийских игр в Москве. По этому вопросу конгресс США принял соответствующую резолюцию. Враждебная акция администрации США нашла на государственном уровне поддержку 9 правительств (Великобритании, Канады, Чили, Саудовская Аравия, Египет, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Голландия). Прямое давление Картера на НОК США вынудило Национальный комитет (НОК) этой страны принять решение просить МОК о переносе летней Олимпиады 1980 года в другое место, отложить или отменить ее вообще.

Администрация Картера стремится также побудить другие страны поддержать идею бойкота. С соответствующими личными посланиями президент США обратился к главам правительств более ста стран.

(Президент США Джими Картер)
Единственной организацией в олимпийском движении, которая может принять решение об отмене Игр или их переносе, является Международный олимпийский комитет. До настоящего времени ни один из его 89 членов не высказался в поддержку предложения Картера. Большинство из них, в том числе президент МОК Килланин, не видели никаких оснований для отмены или переноса Игр из Москвы.

С решительным осуждением нынешней враждебной кампании администрации США выступил МОК, руководители 21 международной спортивной федерации, национальные олимпийские комитеты подавляющего большинства стран, в том числе и тех, правительства которых публично заявили о поддержке идеи Картера. Правительство и НОК Франции первыми решительно высказались за участие в Московской Олимпиаде. Правительства ФРГ, Японии и некоторых других стран занимают выжидательную позицию.

Вопрос о бойкоте предлагается обсудить в рамках НАТО и ЕЭС.

В прошлом принципиальная позиция МОК всегда состояла в том, чтобы оберегать олимпийское движение от воздействия на него политических событий. Так было во времена разгула антисоветизма в связи с событиями в Венгрии в 1956 г. (Олимпиада в Мельбурне), событиями в ЧССР в 1968 г. (Олимпиада в Мехико).

Западная печать не исключает возможных санкций со стороны МОК в отношении США, если они не прекратят попыток бойкотировать Олимпиаду в Москве. Директор МОК Д. Берлю заявила, что в случае, если НОК США поддастся оказываемому на него нажиму и поддержит кампанию по бойкоту Московской Олимпиады, то МОК может аннулировать решение о проведении летних Олимпийских игр в Лос-Анжелесе в 1984 г.

Есть основания полагать, что попытки срыва Олимпиады в Москве продолжатся и усилятся после завершения в феврале этого года зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде (США)…

Отделы ЦК КПСС считают целесообразным рекомендовать нашим средствам массовой информации занимать выдержанную, спокойную позицию в вопросе о призывах к бойкоту Московской Олимпиады, приводя высказывания противников бойкота, заявления видных спортсменов...».


Если 4 января 1980 г. президент США Джими Картер только высказывался за приостановление связей с СССР, то после проведения игр зимней Олимпиады в американском Лейк-Плэсиде 12 апреля 1980 г. он объявил о бойкоте США московской Олимпиады и призвал другие страны мира поддержать эту демонстративно-политическую акцию.

МОК, кстати сказать, отреагировал на нее негативно, придерживаясь того мнения, что спорт не должен быть заложником политики.

Для выяснения мнения советских «диссидентов» о предполагаемых шагах американского правительства в отношении СССР 22 января 1980 г. на квартире жены А.Д. Сахарова состоялось «собрание», участники которого высказались в поддержку бойкота московской Олимпиады . Хотя даже многие зарубежные антисоветские центры, например НТС и его руководитель А. Редлих, делавшие ставку на осуществление в этот период в Советском Союзе собственных акций, возражали против целесообразности бойкота Олимпиады, но были вынуждены подчиниться диктату «заказчика музыки».

В последнем из четырех пространных спецсообщений КГБ в ЦК КПСС по вопросам обеспечения безопасности проведения Олимпиады в Москве N 902-А от 12 мая 1980 г. сообщалось: «Об основных мерах по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения Игр XXII Олимпиады 1980 года. Краткое содержание: "Комитетом госбезопасности разработан и осуществляется комплекс мер по обеспечению безопасности Игр XXII Олимпиады. Вся оперативная и организационная работа проводится в тесном взаимодействии с органами МВД СССР. Налажено взаимодействие с органами стран социалистического содружества.

Как уже сообщалось, спецслужбы противника и зарубежные антисоветские организации активно разрабатывают планы осуществления подрывных акций в период подготовки и проведения XXII Олимпийских игр 1980 г.

Особенно активизировалась эта враждебная деятельность в связи с беспрецедентной антиолимпийской кампанией, развязанной администрацией Картера. Отказ США от участия в Играх XXII Олимпиады может подтолкнуть экстремистские элементы к совершению подрывных акций на территории СССР.

С учетом имеющихся материалов о подрывных замыслах противника Комитетом госбезопасности разработан и осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности Олимпийских игр, выявление и срыв готовящихся враждебных акций. Основное внимание уделено противодействию экстремистским устремлениям противника.
Для этого, в частности, подготовлен альбом с установочными данными на 3 тысячи известных участников международных террористических организаций, который направлен всем заинтересованным органам КГБ, на контрольно-пропускные пункты въезда иностранцев в СССР, а также органам безопасности стран социалистического содружества с целью предотвращения въезда этих лиц в нашу страну.

Закрыт въезд в нашу страну 6 тысячам иностранцев, представляющим опасность с точки зрения возможного осуществления враждебных акций во время Олимпиады. Работа по выявлению иностранцев указанной категории и закрытию им въезда в СССР продолжается. По линии Консульского управления МИД СССР введен временный порядок выдачи виз, который гарантирует проверку лиц, желающих въехать в СССР, по оперативным учетам КГБ за два месяца до въезда. По нашей рекомендации Оргкомитет «Олимпиада – 80» добился принятия Международным Олимпийским Комитетом решения, в соответствии с которым участники Олимпиады – 80 при въезде в нашу страну будут предъявлять не только аккредитационные удостоверения, но и национальные паспорта.

Введены специальные средства защиты от подделки олимпийских удостоверений и других акредитационных документов.

Вводится полный таможенный досмотр иностранцев, усиливаются меры контроля за их передвижениями по стране.
В целях предотвращения нелегального провоза оружия, взрывных устройств, других средств совершения диверсий, антисоветских и иных политически вредных материалов контрольно-пропускные пункты пограничных войск оборудованы современной техникой, проведена специальная подготовка личного состава КПП, осуществляются мероприятия по усилению в целом охраны государственной границы СССР.


(Патрульная машина возле стадиона, г. Ленинград)
Комитетом госбезопасности организован усиленный контроль за лицами, подозреваемыми в совершении особо опасных государственных преступлений, а также пытавшимися незаконно приобрести огнестрельное оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, высказывавшими намерения совершить особо опасные государственные преступления. Совместно с МВД СССР усилен контроль за состоянием учета и хранения огнестрельного оружия, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ, активизированы мероприятия по розыску похищенного оружия.

В целях предупреждения возможных дерзких антиобщественных проявлений со стороны душевнобольных лиц, вынашивающих агрессивные намерения, совместно с органами МВД и здравоохранения принимают меры к превентивной изоляции таких лиц на период проведения Олимпиады – 80.

К числу основных мер обеспечения безопасности участников и гостей XXII Олимпийских игр относятся и такие, как:
- разработка технической системы обнаружения в почтовых отправлениях взрывных устройств;
- прием посылок и бандеролей от граждан во время Олимпиады с обязательным предъявлением их содержимого работникам предприятий связи;
- особые меры охраны в местах проживания участников и гостей Московской Олимпиады, на спортивных сооружениях;
- охрана участников и гостей Олимпийских игр, следующих по стране железнодорожным транспортом;
- усиление охраны объектов жизнеобеспечения и особо режимных объектов;
- спецпроверка советских граждан, привлекаемых к обслуживанию участников и гостей Олимпиады – 80.

Кроме того, предусматриваются специальные меры охраны израильской делегации, а также делегаций КНР, Чили и некоторых других стран , в случае их прибытия на Олимпийские игры.

В процессе разработки мероприятий по обеспечению безопасности Игр XXII Олимпиады большое внимание уделено прогнозированию возможных чрезвычайных ситуаций и других нежелательных проявлений, определены различные варианты действий по их предотвращению и локализации, подготовлены специальные оперативные группы для действий в случае возникновения такого рода ситуаций.

Для руководства и координации деятельности органов и войск КГБ по обеспечению безопасности XXII Олимпийских игр создан Оперативный штаб КГБ СССР «Олимпиада – 80», в состав которого вошли руководители всех основных подразделений Комитета госбезопасности. Оперативные штабы «Олимпиада-80» созданы также в КГБ УССР, КГБ БССР, КГБ ЭССР, УКГБ СССР по г. Москве и Московской области, УКГБ СССР по Ленинградской области, в органах КГБ по трассе эстафеты Олимпийского огня и других территориальных органах и особых отделах КГБ СССР.

Комитет госбезопасности, местные органы КГБ всю оперативную и организационную работу по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения Московской Олимпиады проводит в тесном взаимодействии с органами МВД СССР. В целях практического руководства и координации оперативной деятельности созданы объединенные оперативные штабы КГБ-МВД на всех олимпийских объектах. Руководители объединенных штабов организуют и направляют работу по обеспечению безопасности и общественного порядка на вверенных им объектах.

В интересах обеспечения безопасности во время Олимпийских игр КГБ СССР налажено взаимодействие с органами безопасности стран социалистического содружества. 7 — 10 апреля с.г. проведена (в рамках совещания по борьбе с идеологической диверсией противника) рабочая встреча представителей органов безопасности НРБ, ВНР, ГДР, ЧССР, СРВ, МНР и Республики Куба на уровне заместителей министров, в ходе которой обсуждены практические вопросы, связанные с обеспечением безопасности на завершающей стадии подготовки и во время проведения Московской Олимпиады.

С согласия ЦК КПСС, по инициативе Комитета госбезопасности, МИД СССР сделаны соответствующие обращения к руководителям ряда арабских государств с просьбой об оказании всемерного содействия нашей стране в проведении XXII Олимпийских игр в духе принципов гуманизма и мира между народами, принятия необходимых мер для предотвращения въезда в Советский Союз лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Одновременно КГБ СССР сделаны обращения к руководителям органов безопасности некоторых развивающихся стран с просьбой о получении и передаче информации о подрывных замыслах спецслужб империалистических государств в отношении Московской Олимпиады.

Работа по выявлению и срыву враждебных планов противника, совершенствованию системы мер безопасности в период подготовки и проведения Олимпиады-80 продолжается с учетом изменяющейся международной и оперативной обстановки в мире"
.

(Николай Щелоков)
20 мая 1980 г. министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков и руководитель Оперативного штаба КГБ СССР по обеспечению безопасности проведения Олимпиады В.М. Чебриков дополнительно информировали ЦК КПСС: «Министерством внутренних дел СССР и Комитетом госбезопасности СССР во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1975 г. «О мерах по подготовке и проведению Олимпийских игр 1980 года в г. Москве» разработана и осуществляется система мер по обеспечению безопасности и общественного порядка в период проведения Игр XXII Олимпиады.

При разработке этих мер нами учитывалась политическая обстановка в мире, действия спецслужб и других подрывных центров и организаций противника, а также враждебных и уголовных элементов внутри страны.

По полученным данным, зарубежные антисоветские, националистические, клерикальные и другие формирования ведут активную враждебную работу, готовят террористические и иные подрывные акции в связи с Олимпийскими играми на территории Советского Союза. В настоящее время выявлено и взято на учет несколько тысяч террористов, действующих в ФРГ, Италии и других капиталистических и развивающихся странах, которые могут быть использованы спецслужбами капиталистических государств в экстремистских акциях в период подготовки и проведения Олимпиады.

Определенное опасение вызывает наличие в различных районах нашей страны террористически настроенных лиц, уголовников-рецедивистов, а также психически больных лиц с бредовыми идеями.

Только в г. Москве проживает более 4 тысяч психически больных с агрессивными намерениями, а всего в г. Москве состоит на учете 280 тысяч психически больных.

Отдельным душевнобольным с агрессивными идеями удавалось приобретать огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и использовать их для совершения особо опасных государственных и иных тяжких уголовных преступлений.

Кроме того, учитывалось также и то, что со стороны различных антиобщественных элементов наблюдается постоянная тенденция проникать в Москву, особенно в период проведения различных политических и массовых мероприятий.

В связи с этим основные усилия органов МВД и КГБ направляются на предотвращение возможных террористических и иных особо опасных уголовных преступлений. Одновременно осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности членов Олимпийской семьи, корреспондентов, судейского персонала, конгрессменов, официальных лиц, туристов и других иностранцев, прибывающих на Олимпийские игры.

В этих целях разработана следующая система мер:

выявление и предотвращение въезда в СССР иностранцев, причастных к террористическим, экстремистским, диверсионным и иным враждебным организациям и группам;
100-процентный досмотр иностранцев, въезжающих в СССР на период Олимпиады;
усиление пограничного и таможенного контроля;
сопровождение работниками МВД и КГБ участников Олимпийских игр, следующих на Олимпийские игры в Москву железнодорожным транспортом;
осуществление режима безопасности, досмотра и охраны общественного порядка в местах проживания членов Олимпийской семьи и других категорий иностранцев;
физическая охрана Олимпийской деревни, Международного молодежного лагеря, конноспортивного комплекса в Битце, ОТРК и других объектов;
выделение сотрудников МВД и КГБ для уборки жилых помещений Олимпийской деревни, конноспортивного комплекса и иных объектов Олимпиады, которых одновременно предполагается использовать в случае возникновения чрезвычайных проявлений;
создание коридоров безопасности по трассам передвижения олимпийцев;
сопровождение силами безопасности автобусов с участниками Игр;
создание режима безопасности в местах проведения соревнований и тренировок;
охрана и сопровождение почетных гостей Олимпиады;
охрана лож и салонов, в которых будут находиться почетные гости и члены Олимпийской семьи;
создание режима безопасности на трассе эстафеты Олимпийского огня;
усиление режима безопасности и общественного порядка на вокзалах и в аэропортах, в других метах пребывания участников Олимпийских игр;
создание оперативных заслонов на ближних и дальних подступах к Москве в целях предотвращения въезда в Москву нежелательных лиц, а также автотранспорта, не имеющего специальных пропусков для проезда в Москву во время Олимпийских игр;
усиление охраны объектов жизнеобеспечения Олимпийских игр;
укрепление противопожарной безопасности на всех олимпийских объектах.

Наряду с этим проводятся оперативно-чекистские и профилактические мероприятия, направленные на укрепление общественного порядка в г. Москве и Московской области и усиление борьбы с антиобщественными элементами.

Для более эффективного осуществления указанных мер признано необходимым укрепить сложившуюся в г. Москве систему патрульно-постовой службы и усилить работу оперативно-розыскных подразделений. В этих целях непосредственно для выполнения мероприятий на олимпийских объектах будет привлечено 8 525 человек (30% от штатной численности милиции г. Москвы, содержащейся за счет госбюджета).


(Группа обеспечения пожарной безопасности при проведении игр 22-й Олимпиады 1980 года)
Одновременно для обеспечения безопасности и охраны общественного порядка в период проведения Олимпийских игр имеется в виду командировать в Москву из территориальных органов и учебных заведений МВД СССР 37 116 человек. В эту численность входят 6 632 шоферов, врачей, поваров, автослесарей и других специалистов, необходимых для обслуживания привлекаемого личного состава, которые не будут выполнять задачи по обеспечению безопасности и охране общественного порядка. Кроме того, для усиления охраны общественного порядка на олимпийских объектах в Московской области, а также в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, привлекаются 4 409 человек из внутренних войск, органов внутренних дел и учебных заведений МВД СССР.

Указанное количество сотрудников и курсантов учебных заведений МВД СССР, а также части личного состава ГУВД Мосгорисполкома распределяется следующим образом.
В охране Олимпийской деревни будет занять 4 100 человек. В том числе: 900 человек – для охраны по периметру; 1 086 – для гостиничного и хозяйственного обслуживания; 691 – для обеспечения специального контроля на контрольно-пропускных пунктах; 200 – для обеспечения пожарной безопасности (по этим и другим объектам все данные приводятся с учетом работы в три смены)»
.

Далее в документе указывалось, что только на пяти олимпийских объектах стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках, где одновременно могут присутствовать более 140 тысяч зрителей, для охраны общественного порядка будут задействованы 6 808 сотрудников МВД.

Помимо этого в 60 местах тренировок спортсменов для несения службы выделялись 1 474 сотрудника МВД, для работы в 9 гостиницах – 6 813 человек;
в 120 местах проживания туристов – 3 482; в пресс-центре, Олимпийском телерадиокомплексе, АСУ и Антидопинговом центре – 972.

Предполагалось также создание специальной кинологической службы для обнаружения взрывчатых материалов, наркотиков и оружия (227 человек).

Одновременно нести службу по охране правопорядка на олимпийских объектах должны были 12 – 15 тысяч сотрудников МВД и внутренних войск.
Понятно, что в свете изложенных обстоятельств, подразделениями КГБ вскрывались и брались на учет конкретные враждебные замыслы извне и внутри страны — к маю 1980 г. на контроль по въезду было поставлено более 2 700 лиц, подозревавшихся в причастности к подготовке террористических и иных экстремистских акций.

В оперативную проверку были взяты более 400 находившихся на территории СССР человек, высказывавших намерения совершить террористические действия . В результате этих мер, в период проведения Олимпиады в Москве не было совершено ни одного особого опасного преступления, чем не может похвастаться ни одна из столиц будущих Олимпиад.
Непосредственно к обеспечению безопасности москвичей и гостей столицы были привлечены около 15 тысяч чекистов, лишь часть из которых была представлена как СБП – «Служба безопасности проведения».

Накануне открытия Олимпиады МВД также пошло на экстраординарные меры. В одно июльское утро оперативники МУРа задержали все двадцать известных «воров в законе» и криминальных «авторитетов», которые на автобусах были доставлены на Огарева, 6 в здание… МВД СССР .

(Медаль настольная , вручалась руководящим работникам КГБ и МВД СССР , принимавшим
непосредственное участие в обеспечении безопасности московской Олимпиады 1980 года.)

Остается только добавить, что тогда все эти действия происходили в отсутствие Интернета, спутниковой связи и других современных способов слежения и оперативно-розыскной работы.


@темы: НКВД на страже..., занимательная История