22:33 

Давненько не было "биографий"

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

Эксплуатация и боевое применение танкеток Т-27.


В начальный период насыщения войск бронетехникой танкетки Т-27 сыграли большую роль, которая в дальнейшем уменьшилась из-за ее технических недостатков, а также в связи с принятием на вооружение более совершенных образцов боевых машин. Согласно директиве РВС в 1930 г. танкетками был оснащен первый опытный механизированный полк, сформированный годом ранее и имевший на вооружении самую разнообразную технику, включая трофейные танки.

В мае полк переформировали в бригаду, которая по штату располагала 60 танками, 32 танкетками Т-27 и 17 бронеавтомобилями. В начале 1931 г. бригада была усилена, что позволило выделить танкетки и бронеавтомобили в отдельную разведывательную группу (полк), состоявший из батальона Т-27 и трех механизированных дивизионов. К концу года бригад имела уже 100 танкеток и 119 танков. Помимо этого, с 1931 г. каждая кавалерийская дивизия дополнялась механизированным полком с 30 танками, 16 бронемашинами и 16 танкетками.

По состоянию на 25 декабря 1932 г. в распоряжении УММ РККА находилось 2084 танкетки Т-27 и 20 танкеток Mk.VI. Последние использовались только как учебные и в скором времени были отправлены на долговременное хранение на склады.
По мере увеличения общего количества построенных Т-27 число танкетных батальонов к 1 января 1934 г. достигло 23, однако спустя всего два года танкетки стали постепенно выводить из частей первой линии, стараясь заменить их легкими танками.

В начале 30-х годов танкетки весьма успешно применялась в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская область) в борьбе с "басмачами".
В конце 30-х годов танкетки вывели с первой линии и использовали главным образом для подготовки танкистов. Кроме того, некоторое количество танкеток было передано в ОСОАВИАХИМ.

А что же было после? Неужели Т-27 так и остались доживать свой век без особой пользы ? Если вы думаете, что танкетке грозила подобная участь, то вы очень сильно заблуждаетесь. Т-27 пошли в бой и в 1941 году, только об этом факте никто из советских историков вспоминать не любил, да и сейчас найти более-менее достоверное описание боевого применения танкеток в начальный период войны найти весьма проблематично, не говоря уже об официальных документах. И все же…

Несмотря на устарелость конструкции и явную неспособность бороться даже с аналогичными машинами противника Т-27 продолжали использоваться в строевых частях РККА. Вплоть до конца 1937 г. 4 стрелковых полка повышенной готовности имели в своём составе танкетные батальоны. Также по танкетной роте было в стрелковых полках территориальных дивизий типа Б, развертываемых при мобилизации в корпуса.

Тем не менее большая часть Т-27 к 1938 г. была полностью заменена легкими плавающими танками (а по существу те ми же танкетками) Т-37А и Т-38. С “освободившейся” материальной частью предстояло как-то разумно распорядится, поскольку даже на 21 февраля 1938 г. на балансе РККА ещё числилось не менее 2960 машин этого типа (!).

То есть, за семь лет интенсивной эксплуатации было отправлено на переработку или разобрано не более 500 танкеток, что явилось неплохим показателем их надежности и позволило оставить их на вооружении ещё на несколько лет. Поскольку боевая ценность Т-27 за это время сильно снизилась их начали передавать в состав танковых училищ или переделывать в транспортеры вооружения. Вместе с тем командующий Западным ОВО Павлов, где имелось порядка 500 танкеток, предложил использовать Т-27 для связи и передать часть танкеток в распоряжение командования укрепрайонов, выделив их в отдельные роты или батальоны.
Это предложение было поддержано и утверждено Комитетом Обороны СССР 7 августа 1938 г. Несмотря на это, лучшим вариантом казалось их использование как учебных машин, причем здесь не обошлось без казусов.

Когда в конце 1940 г. в войска стали поступать танки Т-34, КВ-1 и КВ-2 вопрос обучения танковых экипажей стал наиболее остро. Для ускорения этого процесса 3 декабря 1940 г. начальник Генерального Штаба РККА подписал директиву №5\4\370, в которой предписывалось “для обучения личного состава и сбережения материальной части отпустить, исключительно как учебные, на каждый батальон тяжелых танков по 10 танкеток Т-27”.
Непонятно, как экипажи и технический персонал могли научиться управлять и обслуживать тяжелые КВ, если разница в весовых и ходовых характеристиках между ними и Т-27 была просто фантастическая. Директиву, впрочем, пришлось исполнять.

Более удачным было использование танкеток в качестве тягачей 45-мм противотанковых пушек. В этом варианте вооружение обычно не демонтировалось, но проводились доработки по установке инженерных приспособлений для буксировки орудия. Судьба танкеток, впрочем, могла быть решена 8 мая 1940 г., когда на рассмотрение в ГКО поступила очередная инициатива – снять с вооружения все Т-27, однако…

В то время как в центре Европы “гремела” “Странная война” на севере, в явно неравной схватке, сошлись СССР и Финляндия. О наличии Т-27 в строевых частях на 30 ноября 1939 года полная информация отсутствует. По наиболее достоверным данным в составе 9-й армии (точное подразделение не указано), действовавшей на мурманском направлении, имелось несколько танкеток. Ещё около десятка Т-27 числилось за разведывательными подразделениями.
Например, в 33-м отдельном разведывательном батальоне (орб) на 9 марта 1940 года имелось два Т-27 и две самоходки СУ-1-12, а 35-й орб, который на начало войны не имел бронетехники, впоследствии получил один бронеавтомобиль ФАИ и шесть Т-27 из состава стрелковых подразделений. Кроме того, в стрелковых частях состояло на вооружении 19 танкеток Т-27 и 35 тягачей Т-20 “Комсомолец”, преимущественно использовавшихся как бронетранспортеры.
По всей видимости, прямых боевых столкновений Т-27 с противником не было. Лишь несколько машин было потеряно от мин и технических неисправностей. Вообще, на протяжении всей советско-финской войны, танкетки старались использовать только для боевого охранения и патрулирования дорог.

Количественный состав танкеток за это время немного сократился по вполне объяснимым причинам. Например в отчете за май 1940 года указывалось, что в составе военных округов находятся порядка 1800 танкеток, однако сколько из них могло эксплуатироваться дальше не сообщалось. К 1941 году общее количество Т-27 оценивается в пределах 2558 (по другим данным – 2154) единиц, из них на ходу было не менее 1134.

Впрочем, эпизодическое использование Т-27 продолжалось. Так, 13 июля 1941 года в районе г.Казатин (Украина) попал в окружение 87-й танковый полк, неделей ранее переданный в подчинение “группе комдива Соколова”. Это соединение было собрано из остатков 8-го и 15-го мехкорпусов, располагая весьма разношерстой матчастью.
В его составе имелось по меньшей мере два батальона Т-26 и БТ, батальон огнеметных танков (вероятно ХТ-26 и ХТ-130), несколько единиц Т-34 и КВ-1, а также бронеавтомобили и танкетки. После ожесточенных боёв у Бердичева “группа Соколова” была рассечена на части и каждое подразделение вело бои самостоятельно. Чтобы выйти из окружения командование 87-го полка сформировало деблокирующий отряд, в который вошли шесть БТ, три бронеавтомобиля, две противотанковые батареи, стрелковый батальон с 6 орудиями и одна танкетка. В ночь на 14 июля основным силам удалось прорвать неплотную немецкую оборону, но единственный Т-27 был, по всей видимости, потерян.

Конечно, использование танкеток было вынужденной мерой, но большой популярности Т-27 это не прибавляло. Начиная с июля-августа 1941 года в танковые части РККА стали активно использовать в боях бронированные тягачи Т-20 “Комсомолец” и совсем “древние” легкие танки МС-1. Последние пытались модернизировать путем установки 45-мм пушки, что дало весьма положительные результаты – по крайней мере теперь Т-18 могли с успехом бороться против легких немецких танков и бронемашин, о чем свидетельствуют отчеты первых месяцев войны.

Еще один заслуживающий внимания, но малоизвестный факт – в самом начале войны рядом с Т-27 соседствовали их польские собратья – танкетки TKS, захваченные в качестве трофеев после завершения “освободительного похода” на Польшу в сентябре 1939 г.

Судя по всему, большая половина Т-27 к сентябрю 1941 г. так и осталась на территории занятой противником, но количество танкеток имевшихся у РККА по-прежнему продолжало оставаться значительным. Про них “повторно” вспомнили при формировании дивизии народного ополчения, на вооружение которых поступало вооружение залежавшееся на складах. Кроме старых японских винтовок и французских пушек времен Первой Мировой войны они также получили Т-27.
По меньшей мере танкетки были переданы шести из них (2-й,7-й,8-й,9-й,10-й и 35-й дивизии). Отдельные танкетные батальоны имели в своём составе по 16-17 единиц Т-27, и только 10-я дивизия, державшая оборону в районе Дорогобужа, располагала 33 танкетками.

Тем не менее, передача танкеток началась в боевые части гораздо раньше. В частности, приказом от 8 августа 1941 г. подразделения 14-й армии, из состава частей 1-го мотострелкового полка, пополнились “новой” техникой, в числе которой находилось 40 танкеток, четыре БА-10 и одиннадцать БА-20. В каком техническом состоянии находились танкетки – пока остаётся неясным. Возможно, Т-27 использовались в роли артиллерийских тягачей.

Ещё пытались использовать Т-27 для поддержки морского десанта. Пожалуй, единственный случай использования танкеток в этом качестве имел место осенью 1941 г., когда два или три Т-27 были загружены на тральщик, который должен был доставить десант к Евпатории. Здесь более уместным было бы использование плавающих Т-37А или Т-38, только командование флотом не имело их в своем распоряжении. Десант высадили, но корабль с танкетками был поврежден огнем с берега и затонул.
Одно из последних упоминаний о Т-27 относиться к 1 декабря 1941 года. В тот день несколько Т-27 поддержали в районе Яхромы атаку 71-й отдельной морской стрелковой бригады. О том, насколько успешной для экипажей танкеток оказалась эта атака история умалчивает.


Однако дольше всего танкетки служили на восточных границах СССР. Конечно, к началу войны их уже не считали полноценными боевыми машинами, но в качестве учебных средств они могли вполне использоваться дальше. Согласно акту о наличии БТТ на Дальнем Востоке на 30 сентября 1945 г.(!) имелось 56 Т-27 и ещё 52 машины, определенные как “танкетки”. Самое интересное, что все они числились исправными.

Вопрос: Ну, как?
1. да никак 
0  (0%)
2. годно 
15  (68.18%)
3. аФФтАр выпей Йаду 
0  (0%)
4. а я и не знал(а) об таком 
5  (22.73%)
5. хАчу самАльОтАв! 
2  (9.09%)
Всего: 22

@темы: ТАНКИ

URL
Комментарии
2016-11-03 в 05:00 

Руслан Рустамович
Сухов молодой какой-то вышел :)

2016-11-03 в 12:31 

Лайверин
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Ну что, у нас есть ещё один интересный персонаж.

2017-02-11 в 21:33 

гыыыыы портреты Сейлор Мун и Годзиллы в музее :five:

URL
     

Юрист-тракторист широкого профиля...

главная