N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

Отделенный командир 4-го железнодорожного полка Отдельного корпуса
войск путей сообщения. Киев, июль 1927 г. Одет в летнюю форму обр. 1924 г.

В РККА органы военных сообщений (ВОСО) как специальные оперативно-тыловые учреждения представляли военное ведомство на всех видах транспорта и организовывали его использование в интересах вооруженных сил. Их деятельность была определена «Положением о порядке выполнения заданий Народного Комиссариата по Военным Делам, предъявляемым к железным дорогам, водным, шоссейным и грунтовым путям», подписанным 16.V.1918 г. председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Лениным.

При создании в марте 1918 г. Высшего военного совета в его составе было образовано Управление военных сообщений (УПВОСО), для формирования которого был использован аппарат отдела ВОСО бывшего Главного управления Генерального штаба старой армии.

Погрузка раненных при подавлении Кронштадтского восстания, 1921 г. На переднем
плане справа– служащий военных сообщений в должности начальника батальона.
В целях отличия работников службы ВОСО от служащих и военнослужащих РККА для них были введены нарукавные знаки различия, а для военных комендантов и политкомиссаров - нарукавные повязки с изображением знака ВОСО в форме ромба из черного бархата. В центре знака вышивалась серебристая эмблема службы ВОСО в виде 2-х крыльев, симметрично расположенных по сторонам колеса. Ромб по периметру обрамлялся зеленым кантом, а на нарукавной повязке политкомиссаров - желтым.

В 1918-1919 гг. среди военнослужащих ЖДВ было распространено ношение на левом рукаве знака в виде квадрата из черного бархата с вышитой на нем золотой канителью эмблемой путей сообщения (скрещенные топор и якорь). Такая же металлическая эмблема часто носилась на тулье фуражки над звездой или вместо нее на околыше.

Первый нарукавный знак железнодорожных войск. 1918-19 гг.
16.1.1919 г. приказом РВСР № 116 для обозначения принадлежности к основным родам войск были введены цветные клапаны (петлицы) на воротнике рубахи и шинели. ЖДВ в приказе не упоминались, однако, скорее всего, военные железнодорожники носили по традиции черный приборный цвет инженерных войск.

В соответствии с «Временным положением о транспортах в военное время», утвержденным приказом РВСР № 312 от 30.Х1.1918 г., «лицам невоенного звания, состоящим в вольнонаемных транспортах, по усмотрению начальника ЦУПВОСО, может быть присвоено внешнее отличие, в виде повязки на рукаве». Как должна была выглядеть повязка не известно, т.к. подобного приказа по ЦУПВОСО пока не найдено.

В «Сборнике алфавитно-предметных указателей несекретных приказов РВСР за 1918-1922 гг.» 17 имеется упоминание о приказе № 48-6 «О нарукавных знаках для воен.[ных] ком.[ендантов] окр.[ужных-?] воен.[ных] сообщений», который, предположительно, можно датировать октябрем 1918 г. Однако, в изданном сборнике приказов за этот год он отсутствует. Подлинник приказа не найден также в Российском государственном военном архиве. Скорее всего, образцом для знака служила повязка, установленная приказом по военному ведомству № 107 от 21.11.1904 г. (красного цвета, с вышитой эмблемой в виде колеса с крыльями).

Красноармеец 10-го Краснознаменного железнодорожного полка И.Т. Ильин. Тифлис,
март 1925 г. Обратите внимание на вышитые петличную эмблему и шифровку.
22.VIII.1919 г. приказом РВСР № 1406 для комендантов железнодорожных участков, станций и пристаней и политических комиссаров при них (в соответствии с «Положением о комендантах железнодорожных и водных участков», объявленном приказом РВСР № 387 от 17.XII.1918 г., при управлениях комендантов состояло два комиссара: один — от Всероссийского бюро военных комиссаров, другой — от местного районного железнодорожного комитета) была введена нарукавная повязка, а для всех остальных военнослужащих ВОСО — нарукавный знак.

Нарукавная повязка изготавливалась из красного сукна шириной 12 см с нашитым на нее знаком ВОСО в виде ромба из черного бархата с вышитым серебряной канителью изображением железнодорожного колеса с двумя крыльями. Ромб имел суконный кант: для комендантов — зеленого цвета, для комиссаров — темно-желтого цвета. Повязка носилась на левом рукаве при исполнении служебных обязанностей. Нарукавный знак для военнослужащих ВОСО представлял собой такой же ромб, как для комендантов, и нашивался на левом рукаве выше локтя.

Нарукавные знаки службы ВОСО (с желтым кантом — для комиссаров) по приказу РВСР № 1406 от 22.VIII.1919 г.
Прочим должностным лицам (начальникам ВОСО фронтов, армий, районов и заведующим передвижением войск на железных дорогах) ношение повязок не полагалось, и они ни чем не отличались от остальных военнослужащих ВОСО. Поэтому 18.1.1920 г. ЦУПВОСО представило заместителю председателя РВСР Э.М. Склянскому рисунки ранее установленных повязок, но с дополнительными отличиями в виде зеленых полос. Для заведующих передвижением войск на железных дорогах полагалась одна продольная, нашиваемая посередине повязки; для начальников ВОСО армий, входящих в состав фронтов, — две полосы; для начальников ВОСО фронтов, отдельных армий и районов — три.

Соответствующим военным комиссарам полагались такие же повязки, но ромб должен был иметь окантовку желтого цвета. На рисунке Склянский поставил резолюцию «Согласен», после чего, 6.II.1920 г. Всероссийский Главный штаб дал указание ЦУПВОСО подготовить проект соответствующего приказа. 18.11.1920 г. проект приказа был направлен в кодификационный отдел Управления делами РВСР, но по неизвестным причинам он так и не был подписан.

31.1.1922 г. приказом РВСР №322 в РККА была введена новая форма одежды. Для органов ВОСО были установлены петлицы из черного бархата со светло-зеленой окантовкой, а для ЖДВ — из черного сукна с окантовкой того же цвета. Цвет звезд на зимнем и летнем шлеме, нарукавных и нагрудных клапанах соответствовал цвету петлиц; кант на нарукавном клапане был, как и у других родов войск, красного цвета, а кант по наружному шву шаровар — светло-зеленого цвета (для этапно-транспортных частей — красного цвета). В примечании к «Ведомости приборных сукон, окантовки и шифровки» говорилось, что окантовку петлиц и шаровар до особого указания не производить. Кроме того, была установлена шифровка на петлицах и две эмблемы: железнодорожное колесо с крыльями — для органов ВОСО, и скрещенные топор и якорь — для ЖДВ. Этапно-транспортным частям эмблемы не полагалось.

Цвет металлического прибора был белым. Ношение нарукавного знака образца 1919 г. было присвоено всем управлениям, учреждениям и частям, находящимся в ведении ЦУПВОСО. При исполнении служебных обязанностей комендантами железнодорожных и водных станций, участков и пристаней знак находился на повязке красного цвета.
Шифровка органов ВОСО: ЦУПВОСО - только эмблема; УПВОСО фронта — эмблема и начальные буквы названия фронта; УПВОСО округа — эмблема и начальные буквы названия округа; УПВОСО армии — эмблема, номер армии (римскими цифрами) и литера «А»; управления военных помощников начальников железных дорог, отделов путей сообщений, морских и речных областей и округов; коменданты железнодорожных и водных участков, станций и пристаней; продовольственные пункты и склады; представительства при службах сборов НКПС — только эмблема.

Шифровка железнодорожных войск: Железнодорожные полки — эмблема с номером полка (арабскими цифрами); учебный железнодорожный полк — эмблема и литера «У»; коренные парки — эмблема и литера «П».

Шифровка этапно-транспортных частей: Этапный батальон — номер батальона (арабскими цифрами) и литера «Э»; кадровая этапная рота — то же; кадровый транспортный эшелон — номер эшелона (арабскими цифрами) и литеры «ТЭ»; кадровый военный транспорт — номер транспорта (арабскими цифрами) и литера «Т»; мастерские — литеры «РМ»

Начсостав 4-го Коростеньского Краснознаменного железнодорожного батальона. 1923 г.
17.IX.1922 г. приказом РВСР № 2162 для частей, получивших наименование «Образцовых», вводились специальные нарукавные знаки. Нарукавный знак для Образцовых частей ЖДВ представлял собой ромб установленного образца, нашитый на красное сукно размером на 1,5 см больше знака (с каждой стороны). На верхней части знака полагалось печатать желтой краской слово «Образцовый».

18.1X.1922 г. приказом РВСР № 2167 для комендантов железных дорог, водных участков, станций и пристаней, их заместителей и помощников был установлен головной убор, «построенный из материалов красного цвета». Этими головными уборами являлись зимний и летний шлемы, хотя в приказе это особо не оговаривалось.

Комендант железнодорожной станции. 1923-24 гг. Он носит
положенные ему по должности красный шлем и нарукавную повязку.
27.VI.1923 г. приказом РВСР № 1381 была уточнена схема расцветки обмундирования службы ВОСО и ЖДВ: для нарукавных и нагрудных клапанов установлена единая окантовка светло-зеленого цвета, а кант на шароварах отменялся.

Передача ЖДВ из ведения начальника ЦУПВОСО в подчинение инженерным инспекциям военных округов отразилась и на обмундировании военнослужащих. 20.VI.1924 г. приказом РВС СССР № 807 для службы ВОСО и ЖДВ были установлены петлицы, как для технических войск, — черные с синей окантовкой. Этим же приказом было отменено ношение нарукавного знака. Для комендантов железнодорожных и водных участков, станций и пристаней ношение повязки при исполнении служебных обязанностей сохранялось. Прежними остались и петличные эмблемы, однако «колесо с крыльями» по приказу полагалось только комендантам и их помощникам.

Красноармеец 8-го Краснознаменного железнодорожного полка им. В.В. Воровского. 1928-36 гг.
Необходимо отметить, что вышеупомянутым приказом была упорядочена система знаков различия для всей Красной Армии: Декрет ЦИК и СНК СССР от 8.VIII.1923 г. диктовал сведение к минимуму количества кадровых частей, заменяя их на более дешевые в содержании территориальные части.

Однако создание в сентябре 1924 г. Отдельного корпуса войск путей сообщения, все части которого были кадровыми, повлекло за собой возвращение отличий самостоятельного рода войск. 4.Х.1924 г. приказом РВС СССР № 1269 для войск путей сообщения (в том числе и железнодорожных частей) и органов ВОСО были вновь установлены петлицы из черного сукна со светло-зеленым кантом, а также восстановлено ношение нарукавного знака образца 1919 г. Ношение петличной эмблемы в виде колеса с крыльями было распространено на весь личный состав ВОСО.

1. Петлица на рубаху военнослужащего Управления ВОСО 2-й армии (1922-24 гг.);
2-3. Варианты эмблем ВОСО (1922-24 гг.);
4. Шинельная петлица начсостава 7-8-го разряда (помощник коменданта железнодорожной станции);
5. Шинельная петлица военнослужащего 5-го железнодорожного полка (с марта 1923 г. — батальона);
6. 8-9. Варианты эмблем железнодорожных войск;
7. Старая русская эмблема для головных уборов чиновников-путейцев

В период с 1924 по 1928 гг. младшие командиры и красноармейцы ЖДВ нередко носили нарукавные знаки с эмблемой, штампованной белой краской по трафарету.

9.XII.1924 г. приказом РВС СССР № 1490 вместо головного убора, установленного в 1922 г., для комендантов железнодорожных и водных участков и станций и их помощников была введена фуражка с красной тульей, черным околышем и черным кожаным или фибровым козырьком. В Российской армии подобная фуражка была введена приказом по военному ведомству №439 от 19.IX.1911 г. для чинов, служащих по передвижению войск.

Фуражка для комендантов железнодорожных станций и водных участков и их помощников (1924-28 гг.).
25.VI.1926 г. приказом РВС СССР № 332 для постоянного и переменного состава военных отделений при гражданских высших учебных заведениях было установлено обмундирование командного состава общеармейского образца. Для Отделения ВОСО Ленинградского института инженеров путей сообщений вводились петлицы из черного сукна со светло-зеленой окантовкой и эмблемой ЖДВ (топор с якорем), а также нарукавный знак образца 1919 г. Постоянному составу, занимавшему на военном отделении ЛИИПС административные должности, полагалось носить петлицы темно-зеленого сукна с красной окантовкой.

4.II.1928 г. приказом РВС СССР № 31 для комендантов железнодорожных и водных участков была установлена фуражка нового образца: опять же с красной тульей и черным околышем, и с той же расцветки кантами по тулье и верхнему краю околыша. Фуражка имела козырек и подбородный ремешок черного цвета и по два вентиляционных отверстия по бокам тульи.

Помощник коменданта станции. 1928-35 гг. Одет в суконное обмундирование начсостава обр. 1924 г.
13.VII.1928 г. приказом РВС СССР № 225 было объявлено «Положение о прохождении службы средним, старшим и высшим начальствующим составом РККА в мирное время», в соответствии с которым для частей и учреждений ВОСО были вновь установлены петлицы черного цвета с синим кантом. Этим же приказом ношение нарукавного знака вновь было отменено.

Военнослужащий ВОСО П.А. Малышев в летнем обмундировании обр. 1924 г. с должностными знаками различия 11-12 разряда 1930 г.
Однако, судя по фотографиям, его продолжали носить и в течение 1929 г., более того — он встречается и на некоторых фотографиях 1935 г. (!). Лица медицинского, ветеринарного и административного состава, проходившие службу в учреждениях ВОСО (кроме строевых частей), носили присвоенные этим составам темно-зеленые петлицы с красной окантовкой, а в строевых частях ЖДВ — установленные для этого рода войск. Таким образом, как только специальные задачи, поставленные перед войсками путей сообщения были выполнены, форма одежды была приведена в соответствие с формой технических войск. И снова лишь на определенное время...

PS:

Две фотографии военнослужащего ВОСО П.А. Малышева.
Первую можно датировать концом 1919 - началом 1920 г. Очевидно, она была сделана сразу после выпуска Малышева из 1-х Советских военно-железнодорожных курсов РККА. Он одет в британский солдатский походный мундир, имеет снаряжение, положенное по «Табели вещевого довольствия красных офицеров, окончивших курсы по подготовке комстава», и вооружен кортиком по приказу РВСР № 26 от 4.1.1919 г.
На втором фото, сделанном в 1923-24 гг., он одет в летнюю форму обр. 1922 г. со знаками различия 9-10 разряда (комендант станции и ему равные). На фуражке — совмещенная эмблема ВОСО и железнодорожных войск.

@темы: Игрушки для Больших мальчиков, занимательная История