18:50 

Броненосец береговой обороны «Пинъюань»

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

Броненосец береговой обороны «Пинъюань» можно назвать первым полноценным китайским броненосным судном. Весной 1886 г. выпускник Фучжоуской технической школы Вэй Хань (1851-1929) был направлен во Францию для закупки корабельной стали и других материалов.
Пребывание в Европе 35-летний инженер использовал для того, чтобы пополнить свои технические знания. Вернувшись домой осенью того же года, он заручился поддержкой начальника Фучжоуского адмиралтейства Пэй Иньсэня (1823-1895) и 7 декабря 1886 г. заложил на стапеле киль нового судна.

29 января 1888 г. броненосец был спущен на воду. Церемонию почтил своим присутствием начальник Фучжоуского арсенала, совершивший традиционные обряды в честь богини Мацзу - Владычицы Моря, духа реки Миньцзян и духа-покровителя корабля. После этого настал черед достройки броненосца на плаву, продолжавшейся до весны 1889 г. Таким образом, строительство «Лунвэй» заняло чуть больше двух лет. Стоимость корабля составила 524 000 серебряных лян.

15 мая 1889 г. броненосец вышел на ходовые испытания, в которых вновь приняло участие адмиралтейское начальство. Форсируя ход, механикам удалось разогнать «Лунвэй» до 12,5 узлов, значительно превысив проектную скорость. Возможно, такая нагрузка оказалась чрезмерной. Вскоре после полудня корпус броненосца внезапно сотрясла сильная вибрация, а скорость ходя резко упала.
При осмотре кормовой части ныряльщиком выяснилось, что корабль лишился правого винта. С трудом дотянув до завода, «Лунвэй» встал в ремонт, продлившийся целых три месяца.
На повторные испытания он вышел только 28 сентября 1889 г. - эту дату и следует считать началом службы броненосца. Первым командиром корабля стал Линь Юнмо. Вместе с экипажем (в разное время - от 145 до 204 человек) ему постоянно приходилось бороться с неполадками разной степени тяжести.

К этому времени броненосец имел следующее вооружение: одно 260-мм барбетное орудие Круппа образца 1880 г., два 150-мм орудия Круппа на бортовых спонсонах, четыре 47-мм скорострельных пушки Гочкиса и две 10-ствольные митральезы Гатлинга. Длина ствола 260-мм орудия составляла 22 калибра. Вес ствола равнялся 21,7 т, еще около 15 т приходилось на долю станка.
Орудие использовало три вида снарядов весом около 162,1 кг - бронебойный, фугасный и шрапнельный. Вес порохового заряда составлял 48 кг. Дальность стрельбы достигала 7400 м при максимальном угле возвышения 16,5°; у дула бронебойный снаряд пробивал 391 мм железной брони. По некоторым данным, «Пинъюань» был вооружен двумя 450-мм минными аппаратами.

Данное утверждение представляется сомнительным, поскольку в китайском флоте того времени были приняты германские «трубы» Шварцкопфа, имевшие меньший калибр. Таким образом, в оконечностях броненосца наверняка были установлены два 350-мм аппарата.

Корабль имел характерный и не слишком изящный облик: борта с заметным завалом внутрь, низкий полубак и высокий мостик, напоминающий этажерку. Единственная мачта и высокая дымовая труба довершали картину. 10 апреля 1889 г. броненосец перешел из Фучжоу в Шанхай. Оттуда корабль должен был проследовать в Тяньцзинь.

8 мая 1890 г. отряд кораблей Бэйянского флота во главе с броненосцем «Динъюань» зашел в Фучжоу. Когда 28 числа того же месяца они вышли в море, «Пинъюань» уже занимал место в колонне. По прибытии флота в Вэйхайвэй командиром броненосца был назначен выпускник Фучжоуской морской школы Ли Хэ.

Главным событием в карьере броненосца стала японо-китайская война 1894-1895 гг. Победы, одержанные японцами в Корее, заставили китайское командование озаботиться срочной переброской подкреплений. Для этой цели было решено использовать зафрахтованные пароходы, направлявшиеся в порт Дадунгоу, в устье р. лу. Гибель транспорта «Коушинг» («Гаошэн»), расстрелянного японским крейсером «Нанива» 25 июля 1894 г., заставили адмирала Дин Жучана задействовать главные силы флота для прикрытия перевозок.
12 сентября флот вышел из Вэйхайвэя и четыре дня спустя прибыл к устью Ялу. «Пинъюань», легкий крейсер «Гуанбин», две «алфавитные канонерки» и пара миноносцев вошли в реку для охраны места высадки войск. Остальные суда эскадры встали на якорь в 12 милях от берега. В 10 ч. утра 17 сентября 1894 г. на юге показался густой дым. Вскоре стало ясно, что к месту стоянки судов подходит вся японская эскадра. Двенадцати крупным кораблям Бэйянского флота противостояли одиннадцать крейсеров адмирала

Ито Сукэюки. У японцев не было броненосцев, поэтому на стороне Дин Жучана оставалось преимущество в тоннаже, бронировании и количестве тяжелых орудий. Возможно, поэтому китайский адмирал не спешил вызвать из реки «Пинъюань».

В 12.30 японский флагман «Мацусима» поднял стеньговый флаг, означавший сигнал к началу сражения. Превосходя китайцев в скорострельной артиллерии, японцы разделились на два отряда и активно маневрировали, осыпая противника дождем снарядов. Преимущество в скорости также было на стороне моряков микадо.

Ближе к 14.00 китайские корабли в устье Ялу наконец разглядели сигнал, предписывающий им присоединиться к эскадре. Действуя в паре, «Пинъюань» и «Гуанбин» вышли в море и оказались на правом крыле китайского боевого построения.
В 14.30 броненосец завязал бой с крейсером «Мацусима» на дистанции 2300 м. Японский флагман, подвергавшийся в бою наиболее интенсивному обстрелу, уже имел несколько попаданий. Постепенно сближаясь, корабли вели артиллерийскую дуэль, во время которой комендорам «Пинъюань» удалось добиться успеха. 260-мм снаряд угодил в среднюю часть левого борта «Мацусимы» и оказался в кают-компании, превращенной в перевязочный пункт. Пролетев через него, он пробил дюймовую переборку и поразил минное отделение левого борта. Сорвав со станка заряженный (!) минный аппарат и убив 4 матросов, снаряд пробил еще одну переборку и вывел из строя запирающий механизм 320-мм орудия крейсера, обращенного в корму. При этом снаряд раскололся, но взрыва не произошло.

Только чудо спасло японцев от детонации собственных боеприпасов. Всего за время боя крейсер «Мацусима» получил 13 попаданий тяжелыми снарядами и потерял около 100 человек команды. Снаряд с «Пинъюань» причинил ему самые серьезные повреждения, заставив адмирала Ито перенести свой флаг на однотипный крейсер «Хасидате». Между тем «Пинъюань» около 15.30 добился попадания в крейсер «Ицукусима». После этого он сам попал под сосредоточенный огонь японцев и загорелся. Его 260-мм орудие было выведено из строя и около 16.30 броненосец вышел из боя, борясь с многочисленными пожарами и медленно уходя в направлении Порт- Артура. Еще через час канонада стихла, и сражение завершилось.

После первоочередного ремонта «Пинъюань» перешел из Порт-Артура в Вэйхайвэй, где и оставался до конца войны. 12 февраля 1895 г., после капитуляции остатков Бэйянского флота, броненосец перешел в руки победителей. Благодаря тождественности иероглифики, японцы легко приняли китайское наименование судна, которое в их устах стало звучать, как «Хэйен».
Кроме того, броненосец сохранил украшения в виде массивных резных драконов, закрепленных в средней части корпуса, в районе дымовой трубы. Они выгодно отличали трофей и льстили самолюбию победителей. 21 марта 1898 г. корабль был причислен к канонерским лодкам 1-го класса и получил новое вооружение.

Вместо старых крупповских 150-мм пушек «Хэйен» получил 6-дюймовые скорострельные орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров, а на месте носовой пары 47-мм установили два 120-мм орудия (по некоторым сведениям, к началу русско-японской войны последние были сняты). На кормовой надстройке разместились две 47-мм пушки со щитами.

Под командованием капитана 2 ранга К. Асабане в составе 7-го отряда императорского флота он принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Ей суждено было стать последним событием в судьбе корабля. 18 сентября 1904 г. «Хэйен» находился у острова Айрон (китайское название - Тедао), у входа в Голубиную бухту, что к западу от Порт-Артура.
Японские моряки не знали, что двумя днями ранее русский миноносец «Скорый» (командир - лейтенант П.М. Плен) скрытно выставил в этом районе заграждение из 16 мин. В 7 ч. 45 мин. вечера по правому борту «Хэйена» прогремел мощный взрыв.
Относительно его последствий существует две версии. Согласно первой судно погибло в считанные минуты, унеся на дно 198 человек.
По другим сведениям, «Хэйен» затонул на мелководье и мог быть спасен, если бы не шторм, разыгравшийся следующим утром.


@темы: в вихре времён, КОРАБЛИ

URL
Комментарии
2017-11-14 в 17:57 

Дворовый кот
Никогда не делайте зла назло! Гадости должны идти от души.
Вскоре после полудня корпус броненосца внезапно сотрясла сильная вибрация, а скорость ходя резко упала.
При осмотре кормовой части ныряльщиком выяснилось, что корабль лишился правого винта. С трудом дотянув до завода, «Лунвэй» встал в ремонт, продлившийся целых три месяца.
Вместе с экипажем (в разное время - от 145 до 204 человек) ему постоянно приходилось бороться с неполадками разной степени тяжести.
Так закладывались традиции знаменитого качества китайской сборки))

     

Юрист-тракторист широкого профиля...

главная