N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов.

Его биограф О. Курихин писал: "Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock.

Петр Владимирович Можаров
Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.


Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.


Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.




Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.
Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750
Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе.

Мотоциклы НАТИ-А-750
В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.
Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части.


В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Двигатель:
Тип: четырехтактный, V -образный
Число цилиндров: 2
Диаметр цилиндра: 70 мм
Ход поршня: 97 мм
Рабочий объем: 746 см3
Мощность: 15 л.с. при 3600 об/мин
Степень сжатия: 5,0 :1
Расположение клапанов: нижнее
Карбюратор: 1, тип МК-1
Система смазки: циркуляционная
Сцепление: многодисковое, сухое
Передача на заднее колесо: цепью
Число передач: 3, переключение ручное
Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00
Электрооборудование
Магдино: тип ГМН-97
Зажигание: батарейное
Ходовая часть:
Рама: дуплексная, штампованная
Передняя подвеска: рессорная, 8 листов с
регулирующим демпфером
Задняя подвеска: жесткая
Размеры шин: 4х19дюймов
Передний тормоз: барабанный
Задний тормоз: барабанный
Габариты и вес:
Длина х ширина х высота: 2085 х 890 х 950 мм
Колесная база: 1395 мм
Клиренс: 115мм
Вес: 206 кг
Емкость топливного бака:18 л
Расход топлива: 6 л/100 км
Максимальная скорость: 95 км/ч
Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом
советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.
ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной».

На советско-финской войне
Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства.
Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.



ТАКЖЕ:
"Иж-1" -первый советский мотоцикл
Ленинградские мотоциклы Л-300 и Л-500

@темы: Игрушки для Больших мальчиков, в вихре времён