13:55 

УЗКОКОЛЕЙНЫЙ ТЕПЛОВОЗ ТУ-2

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

Разработка первого в Советском Союзе магистрального тепловоза для работы на узкоколейных линиях началась в 1950-х годах. Необходимость в этом была вызвана всеобщим переходом на тепловозную тягу, а также планами по освоению целинных земель Казахстана, где планировалась постройка узкоколейных железных дорог большой протяженности.
В 1954 году на Калужском машиностроительном заводе был построен опытный образец узкоколейного тепловоза с электрической трансмиссией, которому был присвоен индекс ТУ1 (Тепловоз узкоколейный, 1-й тип). Ходовые испытания тепловоза показали непригодность машины к серийному выпуску из-за неудачно подобранных параметров главного генератора.
Вскоре после этого Калужский завод представил новый вариант тепловоза, на котором был установлен генератор, специально разработанный для этой модели. Также модернизации подверглись и некоторые другие узлы машины. В сентябре 1955 года доработанный тепловоз поступил в серийное производство под индексом ТУ2.
Узкоколейный магистральный грузопассажирский тепловоз ТУ2 имеет сварной кузов вагонной компоновки, опирающийся на две двухосные тележки. Кабины управления расположены по обоим концам тепловоза.
В машинном отделении тепловоза установлен V-образный 12-цилиндровый дизель 1Д12, мощностью 220 кВт, разработанный на базе танкового двигателя производства Барнаульского машиностроительного завода. Дизель приводит во вращение главный генератор постоянного тока, мощностью 195 кВт при номинальном напряжении 450 В. Генератор, в свою очередь, питает четыре тяговых двигателя ДК-806А, мощностью по 55 кВт каждый. По соображениям безопасности конструкционная скорость тепловоза ограничена 50 километрами в час, однако на скоростных испытаниях, проведенных близ города Пярну, тепловозом ТУ2-140 была достигнута скорость 76 км/ч.
На тепловозе применена машинная система автоматизации управления, позволяющая использовать полную мощность дизеля в широком диапазоне скоростей. Трогание с места и набор скорости осуществляется за счет изменения числа оборотов дизеля, вызывающего увеличение напряжения на клеммах главного генератора и тяговых электродвигателей. Дальнейшее увеличение скорости движения тепловоза достигается за счет ослабления поля тяговых электродвигателей.
Переход на ослабленное поле и обратно осуществляется автоматически. Машинист управляет движением локомотива при помощи контроллера, главная рукоятка которого имеет нулевую и восемь ходовых позиций, а реверсивная - положения "вперед", 0 и "назад".
Пневматическое тормозное оборудование тепловоза состоит из локомотивного тормоза, управляемого краном машиниста №4ВК, и тормозной магистрали с краном системы Казанцева №222 для управления тормозами вагонов.
Из вспомогательного оборудования на тепловозе установлены: система охлаждения с вентиляторами, вспомогательный генератор мощностью 1,7 кВт, возбудитель генератора, аккумуляторная батарея, а также компрессор Э-400 с механическим приводом.
Узкоколейные тепловозы ТУ2 выпускались до 1958 года. Всего было выпущено около трехсот машин, которые были распределены по разным узкоколейным дорогам Советского Союза.
Начиная с 1957 года тепловозы ТУ2 стали поступать и в Эстонию. Они вытесняли устаревающие паровозы и к 1960-м годам стали основным видом локомотивов на узкоколейных дорогах. Эти тепловозы обслуживали пассажирские поезда, курсировавшие по узкоколейным дорогам Эстонии вплоть до середины 1970-х, когда большинство узкоколейных дорог было перешито на широкую колею или разобрано.
Всего с 1956 по 1959 годы заводом построено около 280 локомотивов ТУ-2. После резкого сокращения узкоколейных путей МПС, эти тепловозы направлялись на Детские железные дороги и в промышленность. Многие поколения железнодорожников начинали свой трудовой путь на стальных магистралях с поездок в ярко раскрашенных узкоколейных вагончиках, ведомых таким же ярким тепловозом серии ТУ-2.
Ведущие машинисты и помощники впервые в жизни садились именно за его контроллер, обучаясь нелегкой, но интересной профессии «водителя поездов». Имея ту же компоновку оборудования, кузов вагонного типа, что и магистральные ширококолейные тепловозы и электровозы, ТУ-2 как никакой другой узкоколейный локомотив, подходил на роль локомотива-наставника.



@темы: Игрушки для Больших мальчиков, занимательная История

URL
Комментарии
2018-02-13 в 16:05 

InfVenom
Каждому – свой гроб...
Гм, по идее, у меня тут такие должны были когда-то бегать, но ни разу не видел .

2018-02-13 в 19:44 

У нас в Уфе в парке отдыха бегают ТУ10-010, ТУ7а-3357 (если верить слухам) и бегали ранее: паровоз 159-469, тепловоз ТУ2-104,

URL
2018-02-14 в 08:45 

+Maximus+
Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать. (с) Станислав Лем
Огромное спасибо за интересную статью!

2018-02-14 в 21:27 

Борис Годунов
ЖЕЛЕЗО ВНУТРИ, ЖЕЛЕЗО СНАРУЖИ!
У нас раньше на детской ЖД такие были... И четвертый снимок как бы не у нас сделан.

     

Юрист-тракторист широкого профиля...

главная