13:45 

Leopolis Grand Prix 1930-1933 рр: історія та фото

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!

Гонки класса «Формулы-1» не зря называют Королевой автоспорта. Здесь внедряются самые передовые технологии, а скорость на болидов прямой порой превышает 350 км/ч. За право проведения Гран-при борются многие страны мира. Украинцы смотрят «Формулу-1» преимущественно по телевизору, а ближайшие этапы к нам – в Венгрии и России.
Но мало кто знает, что соревнования такого высокого уровня, как «Формула-1» уже, проводили у нас. Еще 85 лет назад Гран-при принимал Львов, который, правда, находился в то время под властью Польши.

Информации о гонке чрезвычайно немного, даже западные историки мало что о ней знают. Почти не осталось и документальных свидетельств тех событий.

Старт последнего Гран-при Львова, 1933 год.
Первые автомобильные соревнования в Галичине прошли еще в 1925 году между Стрыем и селом Великая Воля. Расстояние свыше 40 км первым преодолел поляк Генрик Лифельдт на Austro Daimler. Со временем дистанцию гонки продлили до Львова, а в 1927 году родилась идея провести Гран-при по улицам города. Интересно, что знаменитую городскую гонку в Монте-Карло задумали только в 1928 году, но воплотили в жизнь всего за 12 месяцев, а потому она состоялась раньше.

Из-за своей формы трасса получила название «Львовский треугольник».
Что же представлял собой Гран-при Львова? Трассу длиной 3041 м проложили про брусчатке улиц Стрыйской, Гвардейской и Витовского. За характерную форму ее назвали львовским треугольником.
Дорожное покрытие не изменилось за 75 лет и даже на современных автомобилях не слишком комфортно ездить по мостовой. Что уж тогда говорить о гоночных болидах 30-х годов с узкими шинами.
Следует также отметить немалый перепад высот, а также тот факт, что 800 м трассы проходило по трамвайным рельсам. А ведь нередко во время гонок шел дождь и тогда брусчатка становилась по-настоящему опасной.

Часть гоночной трассы проходила по трамвайным рельсам
Первую гонку провели 8 сентября 1930 года. Звезды автоспорта во Львов не приехали, так как в тот же день проходил гораздо более значимый Гран-при в итальянской Монце. Тем не менее, посмотреть на соревнования пришли около 50-60 тыс. львовян (это при том, что население города в те годы составляло примерно 300 тыс. человек).

Возведенные трибуны всех вместить не смогли, да и билеты оказались недешевыми: от 5 до 90 злотых тогда, как сутки в отеле стоили всего ползлотого. Поэтому большинство зрителей расположились просто на тротуарах.

Для зрителей организаторы соорудили пять трибун, которые вмещали до 4 тысяч людей.
Некоторые предприимчивые жители Львова сдавали в аренду свои балконы. Кстати, именно так сейчас поступают владельцы квартир в Монте-Карло во время Гран-при.
Несмотря на огромное количество людей, безопасность гонки была организована на высшем уровне. По периметру трассы дежурили 500 полицейских.
Автодром также тщательно обгородили мешками с песком (его привезли целых 400 тонн) и закупили новейшие хронометры и электрооборудование. Гран-при Львова обошлось без серьезных аварий, что для довоенных гонок считалось почти чудом. Ведь тогда пилоты нередко погибали или получали тяжелые травмы.

Организаторы гонки установили на треке современное оборудование
На старт вышли пять экипажей. В отсутствие серьезных конкурентов победителем стал Генрик Лифельдт. За рулем нового Austro Daimler ADR6 Sport со 100-сильной 3,0-литровой «шестеркой» он без труда преодолел сто кругов дистанции и на 14 секунд опередил Мауриция Потоцкого на Bugatti Type 35B.

Генрик Лифельдт — первый победитель Гран-при Львова
Первый опыт оказался удачным и в 1931 году Гран-при Львова обрело международный статус и было включено в календарь чемпионата Formula Libre. Дабы оно не пересекалось с гонкой в Монце, его даже перенесли на июль.
Гонщиков в пелотоне было уже семь: большинство из них использовали болиды Bugatti, а вот немецкий асс Ганс Штук стартовал на новейшем Mercedes-Benz SSK. Это творение Фердинанда Порше с 7,1-литровым 225-сильным двигателем достигало 200 км/ч. В общем, неудивительно, что он отпраздновал заслуженную победу.

Ганс Штук ведет свой Mercedes-Benz SSK к победе на Гран-при Львова 1931 года.
В 1932 году участников стало еще больше и их разделили на два класса – спортивные и гоночные автомобили. Ганс Штук привез во Львов новейший 300-сильный Mercedes-Benz SSKL. Но и конкуренты не дремали.
Главным соперником Штука стал еще один немец – лучший гонщик 30-х годов, многократный чемпион Европы Рудольф Караччиола. Он пилотировал Alfa Romeo 8C 2300 Monza – пусть не столь мощный (180 л. с.), но зато более легкий, чем Mercedes-Benz.

Рудольф Караччиола
Болиды на улицах Львова разгонялись до 160 км/ч и преодолевали круг со средней скоростью в 90 км/ч. Правда, борьбы двух титанов не получилось – Штук сошел с дистанции из-за пробитого радиатора и Караччиола отпраздновал победу.

Рудольф Караччиола на старте Гран-при Львова 1932 года.
Впрочем, пилот не считал триумф легким и позже признался, что Гран-при Львова стал одной из самых сложных и изнурительных гонок в его карьере. А трасса в столице Галичины, по мнению Караччиолы, получилась не хуже, чем в Монте-Карло.

Через год количество участников Гран-при Львова достигло 17. Штук и Караччиола на этот раз не принимали участие потому, что гонка совпала во времени с Гран-при Франции. Зато одним из участников гонки стал легендарный Пьер Вейрон – именно в его честь назван сверхскоростный Bugatti Veyron.
Посетители смогли увидеть и Alfa Romeo 8C 2300, и Bugatti Type 51, и Mercedes-Benz SSKL, и Maserati 4CM. На старт, кстати, вышли три женщины, что было редкостью для тех лет.

Alfa Romeo 8C 2300 Monza 1930 года


Mercedes-Benz SSKL 1930 года


Bugatti Type 51 1931 года


Maserati 4CM 1932 года
В классе гоночных авто победу праздновал норвежец Ойген Бйорнстад. Он сотворил настоящую сенсацию, так как умудрился проехать все 100 кругов без пит-стопа. Пилот не хотел делать дозаправку, так как понимал: она займет очень много времени и он потеряет лидерство.

Тем более, что регламент требовал заглушить двигатель в боксах, а завести его снова было нелегко. Никто не мог понять, как его Alfa Romeo получился столь экономичным. Лишь полвека спустя Бйорнстад сознался, что установил на болиде дополнительный бензобак.

Рудольф Караччиола на спуске
К сожалению, после 1933 года гонки во Львове не проводили. Поначалу Гран-при планировали и на 1934 год, но из-за экономического кризиса от его проведения пришлось отказаться. Соревнования пытались возродить в 1937 году, но болиды тогда стали мощнее и быстрее, а потому понадобилась модернизация трассы. У львовских властей денег на это не оказалось.
Во времена СССР старались з не вспоминать, что гонка вообще когда-либо проходила во Львове. После обретения Украиной независимости Гран-при Львова реанимировали в 2011 году как ретро-фестиваль старинных машин под названием Leopolis Grand Prix.
В 2013 году фестиваль был включен в маршрут ретро-марафона Пекин-Париж, благодаря чему в нем приняло участие 158 экипажей – рекордное количество, среди которых были представители многих стран мира.

@темы: про Ольгу Брагінську, занимательная История

URL
Комментарии
2018-08-14 в 11:32 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Все бы ничего, но к Формуле-1 Большие призы имеют весьма опосредованное отношение. Тут дело даже не в том, что ФИА еще не было, а в том, что сам формат состязаний был не таким как "формула". Единого технического регламента не имелось ни для автомобилей, ни для трасс, что из описания и видно. Все эти гонки не объединялись в единый чемпионат - это были разрозненные соревнования на приз от национального автомобильного клуба, по правилам которого они и проводились. Потому-то в СССР и не говорили о проведении во Львове Формулы-1 - это была гонка на приз польского автоклуба. К Украине отношение имеет не большее, чем бандеровцы к ДнепроГЭСу.

2018-08-14 в 11:55 

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!
Flanker-N, так я ж и написал: Львов, который, правда, находился в то время под властью Польши.

URL
2018-08-14 в 12:20 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
N.K.V.D., да я больше даже не про национальную принадлежность (тут нет ничего нового), а про принципиальное непонимание автором, почему Гран-При 1920--1930-х годов -это предыстория Формулы-1, а не сама Формула.

2018-08-14 в 12:22 

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!
Flanker-N, ыыыыыыыыы

URL
2018-08-14 в 12:33 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
N.K.V.D., дык Формула - потому и формула, что это в первую очередь свод правил, которые едины для всех Гран-При. От того и считают ее историю с 1947 года, но не раньше.

     

Юрист-тракторист широкого профиля...

главная