15:27 

Четыре мушкетёра, или Почему опасно перечитывать романы Дюма

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!


При чтении документов о трагических событиях Великой Французской революции (и не только французской), часто возникает вопрос: почему люди – и те, что ещё недавно относительно мирно жили по соседству, и совершенно незнакомые, вдруг так охотно и безжалостно стали уничтожать друг друга только на основании принадлежности к определенному классу или слою общества? Не делая особых различий между мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, умными и глупыми, жестокими и не очень...

Ответить на этот вопрос пытались многие исследователи, историки, философы. Но, иногда ответ можно отыскать и в совершенно неожиданных источниках, казалось бы, не имеющих к данной проблеме никакого отношения. Совсем недавно я, готовясь совершить некое путешествие, решил загрузить в смартфон аудиокнигу для прослушивания в дороге.
Что-нибудь лёгкое, не слишком серьезное, чтобы не забивать в отпуске неуместными проблемами голову. Выбор пал на классический и всем известный роман А.Дюма "Три мушкетёра", который был прочитан мной ещё в подростковом возрасте, и оригинальный текст уже основательно подзабылся. В памяти осталась основная сюжетная линия, подкорректированная просмотром различных киноверсий романа – от очень серьезных до пародийных.

Кадр из фильма "Три мушкетера", режиссер Ричард Лестер, 1973 г.
Результат нового прочтения оказался весьма неожиданным: я обратил внимание на эпизоды, которые раньше просто пробегал взглядом. И эти эпизоды порой меня просто шокировали. Если суммировать впечатление, произведенное на меня повторным чтением романа, придется сказать, что его герои на этот раз показались мне не такими уж и положительными. А поведение их, в ряде случаев, мягко говоря, не слишком красивым.

Вот, например, благородный гасконский дворянин д’Артаньян нанимает в Париже слугу по имени Планше и не платит ему оговоренного жалованья. В ответ на вполне законные просьбы Планше выплатить долг по зарплате, или, в крайнем случае, отпустить его на другую службу, д’Артаньян жестоко избивает его. Данный поступок вызывает полное одобрение у его друзей-мушкетёров, которые приходят в восторг от "дипломатических талантов" гасконца.

Ещё более благородный Атос требует от своего слуги Гримо полного молчания и сам не разговаривает с ним: желания своего господина тот должен угадывать по взгляду или жестам. Если Гримо не понимает хозяина и ошибается, Атос спокойно и без всяких эмоций избивает его. В результате, как пишет Дюма (вернее будет сказать, его очередной "литературный негр"), бедняга Гримо почти разучился говорить.
Не надо думать, что А.Дюма написал остросоциальный роман, обличающий жестокие нравы того времени: ничуть не бывало – все это сообщается между делом и как само собой разумеющееся. Но вернёмся к тексту.

Вот типичный "маленький человек", забитый и несчастный галантерейщик Бонасье просит у своего благородного жильца д'Артаньяна (который задолжал ему приличную сумму за квартиру и отдавать ее не собирается) защиты и помощи в поисках пропавшей жены. Д’Артаньян охотно обещает и то, и другое, начинает в счёт этой помощи пользоваться у своего квартиродателя неограниченным кредитом, требуя лучшего вина и закуски не только для себя, но и для своих гостей.
Но помощи никакой не оказывает, более того, позволяет полицейским арестовать его у себя на глазах, что вызывает непонимание и неудовольствие даже у его приятелей-мушкетеров. А защитить галантерейщика очень легко: у д'Артаньяна и его друзей есть и шпаги, и пистолеты, а полицейские безоружны. Когда представители закона попытаются арестовать хорошенькую жену галантерейщика, которая, не дождавшись помощи, сама сбежала из-под стражи, д’Артаньян прогонит их один, просто обнажив шпагу.
И вот только теперь гасконец все же великодушно намеревается оказать реальную помощь г-ну Бонасье – планирует заменить его в супружеской постели.

Британский сериал "Мушкетеры", 2014 г.
Интересно также поведение мушкетёров в гостиницах во время знаменитой поездки в Англию за подвесками королевы. Портос, из-за сущего пустяка ввязался в дуэль, был ранен и остался в гостинице. Хозяин организует для него лечение у местного врача и уход. В качестве благодарности Портос угрожает ему физической расправой, и вообще, требует не беспокоить по таким пустякам, как оплата счетов. Вообще-то, деньги у него были – д’Артаньян выдал ему четверть суммы, украденной г-жой Бонасье у собственного мужа, но Портос их проиграл. И теперь, вместо того, чтобы попытаться как-то договориться с хозяином, терроризирует бедолагу, который не смеет ни выгнать его, ни кому-то пожаловаться. Думаю, любой наш "браток" из 90-х признал бы, что благородный Портос – просто беспредельщик и отморозок и "быкует не по понятиям".

С благородным Атосом ещё интереснее: его обвиняют в попытке расплатиться фальшивыми монетами, причем речь явно не идёт о какой-то тюрьме или каторге, все благополучно решится в течение часа-двух. Но Атос психует, ввязывается в схватку и, отступив, баррикадируется в хозяйском погребе. Укрытие не слишком надёжное: был бы реальный приказ кардинала об аресте, вытащили бы Атоса оттуда за 5 минут. Но, подобно пресловутому "неуловимому Джо", никому Атос не нужен. Обнаружив в погребе изрядные запасы вина, Атос забывает обо всем на свете и начинает заниматься тем, что у него в этом романе получается лучше всего: уходит в запой. Хозяина в "приватизированный" им погреб, он, разумеется, не пускает. А когда появляется д'Артаньян, бывший граф действует по принципу "что не съел, то понадкусаю": портит оставшиеся продукты и разливает недопитое вино. Но это, разумеется, всего лишь невинная шалость – данный мушкетер способен на большее.

В припадке пьяной откровенности, Атос рассказывает о том, что он, оказывается, аристократ не из последних: граф, «знатный, как Дандоло или Монморанси», «был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных».
И о шестнадцатилетней девушке, «прелестной, как сама любовь», на которой он когда-то женился.

Мила Йовович в роли Миледи
И, обнаружив на плече жены клеймо в виде лилии, «совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве» (ничего особенного: «всего лишь убийство», – говорит Атос потрясенному этим рассказом д`Артаньяну).
Давайте остановимся на минуту и попытаемся сообразить, что же такого могла натворить несовершеннолетняя девочка, что ее заклеймили, как преступницу? Атос скороговоркой отвечает: «была воровкой». Но позже выясняется, что воровкой его жена не была: влюбленный в молодую монахиню священник украл церковные сосуды, чтобы уехать с ней «в другую часть Франции, где они могли бы жить спокойно, ибо никто бы их там не знал».

При попытке бегства они были арестованы. Священника заклеймили и осудили на 10 лет. Палач из Лилля оказался братом этого священника, он решил, что малолетняя неопытная девочка (лет 14, наверное, тогда ей было) виновата в том, что её соблазнил взрослый педофил.
Что-то очень знакомое, на языке вертится, а, вспомнил!
«Твои волосы, губы, и плечи – твои преступленья, потому что нельзя быть на свете красивой такой».

Он выследил её и самовольно заклеймил. А, между тем, ставшая графиней бывшая монахиня (по утверждению самого Атоса) была умна, образованна, хорошо воспитана и прекрасно справлялась с ролью "первой дамы" графства. Возможно, девочка – сирота из "хорошей семьи", насильно отправленная в монастырь опекуном, присвоившим ее имущество. Но Атосу лень разбираться: повесил ее – и нет проблемы.
Так поступает он с женщиной, на тот момент равной ему по статусу. Не трудно представить, как обращался граф с "простонародьем", имевшим несчастье проживать на подвластной ему территории. В общем, был благородный Атос типичным "диким помещиком".

Стоит ли удивляться, что потомки крестьян, дворянских слуг, трактирщиков и прочих галантерейщиков, когда пришло время революции, стали дружно уничтожать потомков Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна? Просто потому, что те были дворянами. Слишком долго, из поколения в поколение, копилась ненависть и слишком концентрированной она была, чтобы разбираться, кто из бывших хозяев прав, а кто – виноват. То же самое было и в России.


Потрясающие приключения мышкетёров
Итак, к людям из народа герои романа относятся почти как к животным. И никого из окружающих это не удивляет: они ведут себя точно так же, как их сослуживцы, друзья, родственники.
Но, может быть, среди людей, равных себе, эти четверо были воплощением и эталоном рыцарства, носителями высоких нравственных идеалов и обладали выдающимися моральными качествами? Увы, здесь тоже не все гладко.

Портос на фоне остальных выглядит почти хорошо: всего лишь недалёкий солдафон, на таких, в общем-то, любая армия держится. Ещё он альфонс, находящийся на содержании у 50-летней мещанки (по тем временам просто старуха). Но это русские гусары, если верить анекдоту, «с женщин денег не берут» – французские королевские мушкетеры берут и с огромным удовольствием. И никто не называет Портоса не слишком лестными словами типа une catin или putaine, единственное, чего он стесняется – того, что его содержательница не дворянка.

С Атосом – все гораздо серьезнее: бывший большой барин-самодур, мизантроп, алкоголик и дегенерат с очень странными понятиями о чести и уникальными моральными принципами. Не считает зазорным проиграть в кости имущество своего друга (д'Артаньяна). А в экспедицию за подвесками отправляется, находясь под следствием: из тюрьмы его совсем недавно выпустили под честное слово капитана де Тревилля, который поклялся, что до выяснения всех обстоятельств Атос не покинет Париж.
Но что такое для сиятельного графа честь своего командира и что такое элементарное чувство благодарности? Большую часть времени он либо пьян, либо находится в состоянии апатии и безразличия, "светлые" промежутки, во время которых он удивляет всех изысканными манерами и здравыми суждениями – редки и непродолжительны: «В дурные часы Атоса – а эти часы случались нередко – все светлое, что было в нем, потухало, и его блестящие черты скрывались, словно окутанные глубоким мраком… Опустив голову, с трудом выговаривая отдельные фразы, Атос долгими часами смотрел угасшим взором то на бутылку и стакан, то на Гримо, который привык повиноваться каждому его знаку и, читая в безжизненном взгляде своего господина малейшие его желания, немедленно исполнял их. Если сборище четырех друзей происходило в одну из таких минут, то два-три слова, произнесенные с величайшим усилием, – такова была доля Атоса в общей беседе. Зато он один пил за четверых, и это никак не отражалось на нем», – пишет Дюма.

В то время, как отправленная им на смерть юная жена во второй раз за свою короткую жизнь буквально "восстает из пепла", оказавшись в роли доверенного лица и ближайшей сотрудницы самого великого политика и государственного деятеля Франции, граф де Ла Фер скатился до уровня рядового мушкетёра. Более того, он вынужден был инсценировать свою смерть, и скрывает свое истинное имя. Что-то совсем уж скандальное и нехорошее натворил господин граф: настолько серьезное, что привычная отмазка, мол, ничего особенного, «всего лишь убийство», не сработала. И преступление это явно посерьезнее проступка малолетней девочки, которая имела несчастье стать его женой.

"Четыре мушкетера" Шарло
Кстати, Вы обратили внимание, с какой готовностью, почти радостно, избавляется граф от своей молодой, красивой и ведущей себя безупречно супруги? А потом – сторонится женщин, предпочитая их обществу компанию винных бутылок. Невольно появляются мысли об импотенции Атоса, либо – о его латентной гомосексуальности.

А вот Арамис – самовлюблённый ханжа и лицемер, ухаживающий за собой побольше, чем иные женщины. Между делом Дюма сообщает, что
«Арамис избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться».

Потом:
«Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность».

Далее:
«Говорил он мало и медленно, часто кланялся, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей своей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал».


И еще:
«Любуясь своей белой и пухлой, как у женщины, рукой, которую он поднял вверх, чтобы вызвать отлив крови».

А также:
«Руки, на которые сам он (Атос) не обращал никакого внимания, приводили в отчаяние Арамиса, постоянно ухаживавшего за своими с помощью большого количества миндального мыла и благовонного масла».

И, наконец:
«Арамис… написал изящным женским почерком десяток строк».

В общем, тем еще «мушкетёром» был Арамис, в нынешней Европе точно сошел бы за своего. А еще Дюма утверждает, что он любовник государственной преступницы – Мари Эме де Роган-Монбазон, герцогини де Шеврёз. И вот это уже очень серьезно.

Jean Le Blond, герцогиня де Шеврёз
Список обвинений, предъявленных этой дамочке, весьма впечатляет:
Интрига вокруг связи Анны Австрийской с герцогом Бекингэмским (1623-1624 г.г.) – самое безобидное из них.

Рубенс, Анна Австрийская, портрет из музея Прадо
Передача Испании украденных у любовника секретных документов, и организация переписки королевы с королем Испании (1637 г.) – уже серьезнее.

Наконец, планирование государственного переворота в пользу Гастона Орлеанского, в результате которого Людовик XIII должен был лишиться трона.

Филипп де Шампень, Портрет Людовика XIII. 1665 год
И участие в заговоре графа Шале (1626 г.) с целью убийства кардинала Ришелье.

Анри Мотте, Кардинал Ришелье на осаде Ла-Рошели. 1881 год
После смерти Ришелье герцогиня стала участницей «заговора Высокомерных», направленного против Мазарини (1643 г.).

Помните историю с платком, который так некстати поднял с земли и подал ему д'Артаньян? Все обычно объясняют гнев Арамиса его заботой о чести дамы. Нет, все гораздо серьезнее: платок – билет в Бастилию, это пароль, тайный знак, с помощью которого герцогиня отдает приказы и распоряжения своим сообщникам. Второй такой платок д’Артаньян увидит у госпожи Бонасье.

Во время тайного визита в Париж герцога Бекингэма (глава враждебного государства!), герцогиня самовольно покидает место своей ссылки (Тур – здесь Дюма ошибается, герцогиня в это время еще в Париже, но в интриге принимает самое деятельное участие) и организует операцию прикрытия, причем сообщниками она руководит из квартиры Арамиса.

А сам Арамис вводит в заблуждение людей Ришелье, успешно изображая Бекингэма: «какой-то человек высокого роста, черноволосый, с манерами дворянина, напоминающий вашего незнакомца, д'Артаньян, в сопровождении пяти или шести человек, следовавших за ним в десятке шагов, подошел ко мне и произнес: «Господин герцог», а затем продолжал: «И вы, сударыня», уже обращаясь к даме, которая опиралась на мою руку… благоволите сесть в карету и не пытайтесь оказать сопротивление или поднять малейший шум».

Пауль ван Сомер, герцог Бекингэм (в жемчугах)
Но и это не все: измены в пользу англичан Арамису мало, Дюма не щадит героя и рассказывает ещё одну занятную историю. В дом Арамиса является нищий, и, удостоверившись в его личности, передает кошелек с испанскими золотыми монетами. А также письмо от де Шеврёз, в котором герцогиня называет гостя испанским грандом. Нормальная ситуация?
Испанский гранд с карманами, полными золота, вместо того, чтобы посещать лучшие дома и светские салоны Парижа, шляется по Франции в костюме нищего.
С точки зрения Арамиса, все нормально и в порядке, никаких оснований для беспокойства нет: просто такой экстравагантный испанский гранд, который любит переодеваться и одаривать золотом незнакомых ему людей. Можно спокойно жить дальше.
Однако, все мы прекрасно понимаем, что Арамис получил очередной "грант" от зарубежных "спонсоров" – оплата за ранее оказанные услуги, либо аванс за будущие.

Наконец, д'Артаньян – бесчестный авантюрист, который приятелей-мушкетеров сразу же начинает рассматривать в качестве ступенек, для своей карьеры (так утверждает Дюма) и потихоньку собирает на них компромат. Вернувшись из Лондона, гасконец не проявляет ни малейшего интереса к судьбе мушкетёров, отправившихся с ним.
На их поиски он отправляется только после недвусмысленного требования де Тревилля, который спрашивает: «Где мои подчинённые, что отправились с тобой "на воды"? Не знаешь? Так иди и узнай».

Жан Арман дю Пейре, граф де Тревилль
Но особенно мерзко и подло поступает д’Артаньян в отношении бывшей жены Атоса – таинственной женщины, которую в романе чаще всего называют Миледи (My Lady, разумеется).
В России почему-то многие называют ее также леди Винтер, хотя на самом деле она леди Кларик (титул барона Винтер носит брат ее английского мужа). Молодая женщина серьезно влюблена в графа де Варда, которого в ходе своей миссии ранил д'Артаньян, она посылает графу письмо, в котором справляется о здоровье и возможности встречи. Служанка Кэтти по ошибке передает письмо Планше – слуге д'Артаньяна. Якобы по уши влюбленный в госпожу Бонасье гасконец, вступает с Миледи в переписку от имени раненного графа. Одновременно он посещает ее дом и убеждается, что леди Кларик к нему абсолютно равнодушна, зато неравнодушна Кэтти, которую д’Артаньян легко соблазняет.
Наконец, Миледи назначает интимное свидание лже де Варду, которое проходит в темноте, и Д’Артаньян пользуется "благосклонностью" влюбленной в другого мужчины женщины. Потом, опасаясь разоблачения, чтобы закончить интригу, пишет Миледи от имени де Варда ужасное оскорбительное письмо. Униженная женщина обращается к д'Артаньяну, как к человеку, уже имеющему в обществе репутацию опасного дуэлянта, с просьбой о защите своей чести.

"Убить де Варда? Да с огромным удовольствием, – отвечает д'Артаньян, – Но не бесплатно. И деньги в данном случае меня не интересуют".

И снова становится любовником леди Кларик. Но выполнить свое обещание не торопится. Когда Миледи напоминает ему о нем, говорит:

"Не надо убивать де Варда – он здесь не причем, это я пошутил так. Смешно получилось, правда? Давайте в постель вернёмся".

К удивлению д'Артаньяна, Миледи не смеётся, а напротив, приходит в ярость, при этом неосторожно демонстрируя ему клеймо на плече в виде лилии. Она пытается убить его, и бравый гвардеец бежит из ее спальни и запирается в комнате Кэтти. Его одежда стала законным трофеем леди Кларик, дом он покидает в том, что успела дать ему Кэтти: «женское платье в цветочках, широкий капор и накидка, туфли на босу ногу».
(– Александр Керенский бежит?
– Все бегут!)
:alles:
Вне себя от страха, д'Артаньян мчится по улице «под крики патрульных, кое-где пустившихся за ним вдогонку, гиканье редких прохожих» и укрывается у Атоса. Причем, слуга Атоса, Гримо, «вопреки своей обычной немоте», встречает его словами: «Что тебе надо, бесстыдница? Куда лезешь, потаскуха?» Далее: «Атос… несмотря на всю свою флегматичность, разразился хохотом, который вполне оправдывался причудливым маскарадным костюмом, представившимся его взору: капор набекрень, съехавшая до полу юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице».

Честное слово, жалко, что этот эпизод не вошел ни в одну экранизацию данного романа.

Чуть позже приходит несчастная Кэтти, которая знала, кто приходил к госпоже ночью под видом де Варда, а сейчас помогла д`Артаньяну бежать и теперь боится ее гнева.

"Вы же видите, милочка, что я ничего не могу сделать для Вас", – холодно встречает д'Артаньян.

Но высокопоставленная любовница Арамиса как раз просила прислать надежную служанку. Кэтти отправляют в Тур, к де Шеврёз. Бедной девушке можно только посочувствовать – попала из огня в полымя: герцогиня-заговорщица в случае чего опять отделается лёгким испугом (ворон ворону глаз не выклюет), но кто поверит, что служанка-англичанка не связная, присланная из Лондона?

Вернемся к д'Артаньяну: в дальнейшем отважный гасконец буквально трясется от страха при мысли, что Миледи может отомстить ему – вплоть до отвратительной расправы над ней, которую организует привычный к таким грязным делам Атос.

Итак, моральный облик героев романа – весьма сомнителен, но, может быть, они беззаветно преданны Франции и королю, что полностью искупает все грехи? Тоже – мимо цели. "Влюбленный" в Констанцию Бонасье д’Артаньян (который на самом деле страдает от "спермотоксикоза") соглашается на весьма сомнительное предприятие – тайную поездку в Лондон к первому министру враждебного Франции государства, при этом цель поездки, в общем-то, остаётся для него тайной – он везёт запечатанное письмо: «Милорду герцогу Бекингэму, Лондон» – такова надпись на конверте.

Дартаньгав и три пса-мушкетера
Что в этом письме? Может быть, государственная тайна чрезвычайной важности? И что означают две подвески, переданные Бекингэмом? Может быть, что война начнется через 2 месяца? Или – в союз с Британией вступила ещё одна страна, и Франции придется воевать против коалиции из двух государств?
Неизвестно, однако, в награду за визит в Лондон д’Артаньян получает четырех лошадей с богатыми седлами от Бекингэма и дорогой перстень от королевы. Приятели д'Артаньяна легко соглашаются принять участие в этой авантюре, и, похоже, главным их мотивом служат деньги, которые есть у д'Артаньяна: мушкетёры поиздержались и буквально голодают в тот момент. А у д`Артаньяна деньги есть потому, что их украла у своего мужа Констанция Бонасье.
И, на этот раз, никого не смущает, что «заказчица» – воровка. Повесить ее, как Атос свою жену, никому даже и в голову не пришло. А потом, во время осады Ла Рошели, Атос, подслушав разговор Ришелье и Миледи, узнает о приказе кардинала убить Бекингэма.

Ла Рошель
Итак, Джордж Вильерс, барон Уоддом, герцог Бекингэмский, шталмейстер Двора, кавалер Ордена Подвязки, лорд-стюард Вестминстера, лорд-адмирал Англии. Король Англии и Шотландии Яков I в письмах по очереди называет его и женой, и мужем, и ласково зовет Стини – в честь святого Стефана (лицо которого «сияло словно лик ангела»).
Сохранил свое влияние и на сына Якова – короля Карла I, который после смерти фаворита называл его «мой мученик».
Втянул Англию в две неудачные для нее войны – с Испанией в 1625-1630 г.г. и с Францией, которая началась в 1627 г. и закончилась уже после его смерти в 1629 г.
Один из самых бездарных и презираемых политиков Великобритании, которого шаловливое перо А.Дюма превратило в положительного героя.

Конный портрет герцога Бекингема. Питер Пауль Рубенс, 1625 год
Из-за Бекингэма Англия вступила в войну с Францией, герцог и слышать не желает о компромиссе, сейчас он готовит высадку десанта в помощь мятежникам, его жизнь – это смерть тысяч, а, может быть, и десятков тысяч французов.
Но д’Артаньян восклицает: "Герцог – наш друг! Надо предупредить и спасти его". На что, находящийся в своей "светлой фазе" Атос резонно замечает: сейчас время военное, это будет расценено, как государственная измена, нас ждёт Бастилия или эшафот. Д’Артаньян соглашается с ним, но от идеи предать Францию и любимого короля не отказывается: просто надо не самим ехать, а отправить слуг: одного – в Лондон, но не к Бекингэму, а к английскому деверю Миледи (тот самый лорд Винтер), другого, для верности – к королеве.

"Нет, – говорит опытный заговорщик Арамис (в уме, видимо, подсчитывая размер очередного гонорара), – К королеве тоже опасно: лучше к одной моей знакомой в Тур" (к основной распорядительнице заграничных траншей герцогине де Шеврёз, разумеется – чтобы деньги мимо не прошли).

В общем, предали Францию господа королевские мушкетеры. Но вот беда – не приняли они во внимание выдающиеся способности леди Кларик, которая их стараниями была незаконно арестована сразу по прибытии в Англию.
Воспользовавшись не обремененным никакими доказательствами доносом мушкетеров, как поводом, ненавидящий невестку барон Винтер схватил ее и, непонятно на каких основаниях, без предъявления обвинений и без решения суда держал взаперти. Но даже в таких условиях Миледи сумела выполнить поручение Ришелье.
В конце книги в отвратительной комедии самосуда над ней, наряду с мушкетерами, принимает участие барон Винтер (высокопоставленный вельможа государства, с которым Франция находится в состоянии войны!). И одно из обвинений – добросовестное выполнение приказа главы французского правительства (убийство Бекингэма).

(Другое крайне сомнительное обвинение – убийство пособницы государственной преступницы де Шеврёз Констанции Бонасье).

Ребята, это уже за гранью, не правда ли? Это не просто измена, и не просто шпионаж – это террористический акт против доверенной сотрудницы кардинала Ришелье, политическое убийство, совершенное в пользу враждебной страны.
Господа мушкетеры, если вы не согласны с политикой Франции и методами кардинала Ришелье – подавайте в отставку, не получайте королевское жалованье, отправляйтесь в Лондон и обливайте там грязью свою Родину, дело не новое, ни первыми не будете, ни последними. Но вы давали военную присягу и сейчас нарушили её. Плаху и топор для господ мушкетеров!

«Вы трусы, вы жалкие убийцы! Вас собралось десять мужчин, чтобы убить одну женщину!», – говорит перед смертью Миледи, и с ней невозможно не согласиться.

Мне кажется, что Дюма ошибся с выбором героев: сражающаяся с врагами Франции харизматичная и сильная девушка с трагической судьбой – именно она была достойна стать истинной героиней романа.

Ну а всеми силами приближающие революцию аристократы, если доверять тем сведениям, что приводит в прославляющем их романе А. Дюма, вряд ли могут претендовать на роль положительных героев.
автор Рыжов В.А.



От меня: где-то читал, что Дюма написал роман на спор, и предметом спора был как раз образ "положительного мушкетера", которого надо было изобразить максимально привлекательно, чтобы читатель проникся, а гвардейцев наоборот невзлюбил бы.


@темы: в вихре времён, мнение по поводу..., стырено с интернета

URL
Комментарии
2018-10-01 в 16:08 

Невольно появляются мысли об импотенции Атоса, либо – о его латентной гомосексуальности.
:facepalm: На этом месте дропнул. Надеюсь, там далее не пойдут рассуждения о фаллических символах (шпагах) и прочая классика.
Алсо, 14-16 лет по тем временам - это не "маленькая девочка" :facepalm:

URL
2018-10-01 в 16:48 

Хозяйка книжной горы
Нет ничего нелепей, чем судить одно время, по морали другого. И что интересно, в одной из глав (как раз про д'Артаньяна и миледи) Дюма говорит это прямым текстом.

2018-10-01 в 17:02 

Я НЕ В ТЕМЕ!
Хозяйка книжной горы, Мораль - моралью, но всё описанное любить дворянство совершенно не заставляло)))
Так что резали их, когда пришло время, и предоставился случай, совершенно без моральных терзаний)))

2018-10-01 в 17:06 

Bi-lance
Не будите во мне зверя, а то он проснется и убежит
N.K.V.D., Да, все так. Просто когда читаешь в детстве, то не обращаешь внимание. Хотя даже тогда, было понятно, что главный герой - карьерист и жмот :gigi:

Вспомнилось из "Адъютант его превосходительства". Морализаторство, но ведь верный диалог, про то, почему злые крестьяне сожгли господский дом. И еще сожгут.

И разумеется самый подробный (из того что я читала) разбор реалий обеих противоборствующих сторон французской революции - "Скарамуш" Сабатини.

Алсо, 14-16 лет по тем временам - это не "маленькая девочка" - угу, и поэтому можно повесить на дереве)))
Хоть бы в монастырь отправил.
О времена, о нравы. К стати, Даже самому Д Артаньяну в процессе описания стало дурно и он притворился, что заснул.

2018-10-01 в 17:15 

Бледный
Вера и верность!
По мушкетёрам Дюма и их сомнительным достоинствам кто только не проходился.
Да и мне, как потомку забитых тёмных крестьян, сочувствовать героям-аристократам довольно сложно (в том числе - произведённым небезызвестной Камшой в товарных количествах).
Скорее удивляет, как значительные массы таких же, как я, крестьянских потомков, примеряют на себя мечты о балах, дворянах и прочей ереси :)

2018-10-01 в 17:39 

SilentTwilight
Магистр Флуда
А я читал, что история про Д'Артаньяна - это вполне реальная история, переписанная Дюма. Где-то подробно читал об этом. И настоящий Дартаньян (апострофы неудобно печатать) был храбрым войном и всё такое.
Ну... Не забываем также про нравы тех времён :_

2018-10-01 в 17:51 

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!
Бледный, Скорее удивляет, как значительные массы таких же, как я, крестьянских потомков, примеряют на себя мечты о балах, дворянах и прочей ереси

А кому понравится, что про его предка какой-то заезжий графинчик скажет: «мой дет твой дет до 1917 год на кАнЮшнэ парол!». Вот и придумывают себе славное прошлое.

URL
2018-10-01 в 18:37 

Gangrel123
А кому понравится, что про его предка какой-то заезжий графинчик скажет: «мой дет твой дет до 1917 год на кАнЮшнэ парол!». Вот и придумывают себе славное прошлое.


Но это можно только ответить "А мой твоего в 1917 на осине вешал":laugh:

2018-10-01 в 19:11 

pani Volha
Vari et mutabile semper femina
Бледный, то-то некоторые примеряют на себя Инквизиторскую рясу))
:evil:
SilentTwilight, А я читал, что история про Д'Артаньяна - это вполне реальная история, переписанная Дюма. У персонажа есть исторический прототип: Шарль Ожье́ де Бац де Кастельмо́р, граф д’Артанья́н, капитан роты королевских мушкетеров, действительно сделал неплохую карьеру, правда, при Людовике 14м.
Его биография легла в основу 3х-томника МЕМУАРЫ МЕССИРА Д'АРТАНЬЯНА, написанного Гасьеном де Куртиль, на базе которого впоследствии Дюма уже писал свой цикл про мушкетеров, попутно домешивая "общеизвестные" сюжеты 17го века типа той же истории с подвесками.

2018-10-01 в 19:24 

rosstags
Пришла ко мне как-то в голову мысль... осмотрелась, плюнула и ушла.
N.K.V.D., ну да: читая роман в детстве (с фонариком и под одеялом, под влиянием восхитительной музыкальной комедии))) я восторгалась мушкетерскими приключениями! С годами мнение кардинально изменилось. Особенно это касалось леди Винтер. Это женщина, которая попыталась состояться в мире мужчин. ;-) С автором обзора согласна полностью. Он хорош!

2018-10-01 в 20:33 

Бледный
Вера и верность!
Цитата:
то-то некоторые примеряют на себя Инквизиторскую рясу))

pani Volha, инквизиторы хорошие, добрые и не угнетательные!

2018-10-01 в 20:37 

pani Volha
Vari et mutabile semper femina
Бледный, дооооо)) конечно-конечно)) Жительницы немецких городков 15го века с вами всенепременно согласятся))
жители планет, подвергшихся Экстерминатусу, их активно поддержат - ЕВГ

2018-10-01 в 20:40 

muxoe_kuco
It Doesn't Have To Match
"Главный герой этой книги по ходу сюжета убивает нескольких человек, крадет деньги у своего квартирного хозяина, спит по очереди с двумя женщинами и к тому же плетет политические интриги. Его друг, хронический алкоголик, тоже своими руками убивает нескольких человек и занимается разного рода махинациями. Второй приятель - сутенер, имеет любовницу, муж которой - парализованный, больной старик. Любовник обирает его, между делом убивает, лжет и хвастает. Четвертый тоже весьма неприглядная личность. Эти четверо милых людей объединяются, чтобы убить женщину, которая была женой одного и любовницей другого" (с) 1995 г.
Хорошая книга, и герои интересные))

2018-10-01 в 20:42 

Хозяйка книжной горы
Его биография легла в основу 3х-томника МЕМУАРЫ МЕССИРА Д'АРТАНЬЯНА, написанного Гасьеном де Куртиль, на базе которого впоследствии Дюма уже писал свой цикл про мушкетеров, попутно домешивая "общеизвестные" сюжеты 17го века типа той же истории с подвесками.
Но что интересно - по сравнению с Гасьеном де Куртилем Дюма облагородил мушкетеров, а вот потом, когда, увлеченные трилогией, историки начали копать архивы, выяснилось, что Дюма двигался в правильном направлении, хотя реальный Дартаньян оказался чище романного. И так бывает.

2018-10-01 в 20:43 

Бледный
Вера и верность!
Цитата:
Жительницы немецких городков 15го века с вами всенепременно согласятся))

pani Volha, конечно согласятся. У них-то нормальной инквизиции почти что и не было, оттого и творилось там чёрте что. Да и не в 15 веке там основная жесть творилась :)

2018-10-01 в 21:06 

Альскандера
"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
N.K.V.D.,
Бледный,
Скорее удивляет, как значительные массы таких же, как я, крестьянских потомков, примеряют на себя мечты о балах, дворянах и прочей ереси

А кому понравится, что про его предка какой-то заезжий графинчик скажет: «мой дет твой дет до 1917 год на кАнЮшнэ парол!». Вот и придумывают себе славное прошлое.


ИМХО, дело не только в этом. Просто при изучении истории своего народа/страны (плюс в книгах, кино и т.п.) главными героями в 90% случаев являются или аристократы, или тот, кто в них выбился. Элита. Классическая сказка - про принца и принцессу, или как солдат/крестьянский сын на царевне женился. А что интересного может произойти с обычным трудягой? Как он может повлиять на историю?

Вот и происходит бессознательная ассоциация, с теми "кто творил историю". От кого остались дворцы и усадьбы, в которые школьников возят на экскурсии, остались портреты и красивые платья, личные записи и интересные книжки. А что осталось от своих крестьянских предков? Аляповатый ковер да безликий глиняный горшок?

А народ... ну а что народ? Это безликая серая масса, которая пашет изо дня в день без всяких приключений и свершений, которую или не упоминают вовсе или стиле "народ безмолвствует". А "обыденная" стандартная работа в западной культуре это уже давно не круто. Надо быть яркой удивительной личностью. А такие на селе не выживали. Плюс народная жизнь как бэ еще и малоэстетична.

Давно ли историю стали изучать, как историю масс, а не выдающихся личностей и царских родов? И давно ли широкие народные массы освоили письменность, чтобы оставлять на бумаге свой взгляд на события - на уровне высокой культуры, а не только фольклора? По сути вся история - и России в том числе - до 20 века написана дворянами. Стряхнуть с себя эти очки еще та задача. Практически невыполнимая на самом деле - потому что при попытке побросать схемы той же ПВЛ и Карамзина с "парохода современности" происходило полное отторжение людей от своей истории и страны. В итоге чего перед ВМВ пришлось срочно закидывать на все тот же пароход образы Александра Невского, Суворова, Минина, Петра и прочих "бар и кровопийц" обратно.

Плюс во все времена горожане стремились подражать знати, а селяне - горожанам. Поэтому и наша современная культура тоже больше потомок дворянской, а не крестьянской.

Собственно, западная мода пихать во все исторические эпохи негров и женщин оттуда же родом. Чтобы у современных негров и женщин не возникали вопросы "с какого бодуна мне хранить эту страну, раз не мои предки ее строили и защищали, раз в ней на них смотрели как на дерьмо?" Безусловно, на людей с нормальной логикой такая хитрость не подействует, но такие люди обычно и не склонны к простому мышлению и из-за такой фигни рушить страну не станут.

2018-10-02 в 14:47 

Трисс, боевая белка
"Маленькая, нахальная и очень вредная белочка"(с)
Да. Статья интересная, дельная, и, в общем-то давно хотелось найти качественный и обоснуйный материал, развенчивающий "благородство" мушкетеров... перечитывать роман, чтобы разложить по полочкам светлые деяния "доблестных рыцарей", если честно, не было ни желания, ни времени... так что статья порадовала, весьма.
Унести можно?)

вставлю 5 копеек о Французской революции. Рулили-то ею вполне себе образованные люди, и от защитников монархии многие из них отличались тем, что "сделали себя сами", а не вылезли на готовеньком.

2018-10-02 в 15:47 

Rutaba
Краткость- сестра таланта...и косноязычия
потрясающе

     

Юрист-тракторист широкого профиля...

главная