N.K.V.D.
Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

7ae6ccb7a318688962fed945a6aabb8d.jpg

В начале девятнадцатого века в Российской империи существовало две организации имевших право заказа и осуществления постройки военных судов: Морское министерство и Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Причем, главное из них, Морское министерство, строило корабли в соответствии с государственной программой и при наличии бюджетных средств, которых всегда не хватало.

Комитет же, начинавшийся как общественная организация, впоследствии Высочайше утвержденный Николаем ІІ как организация государственная, существовал на добровольные пожертвования и обладал столь крупными финансами, что только за период с 1905 по 1907 год построил и передал военному флоту страны 22 крупных военных корабля и 4 подводные лодки.
ff23c9b54b6f81b7593a63f318f4fbce.jpg
Император Николай ІІ в Аскании Нове на Херсонщине 1914 г.
На оставшиеся от строительства судов средства, Комитетом был разработан и построен первый турбинный эскадренный миноносец нового класса «Новик», отличавшийся от своих собратьев рядом преимуществ, в скорости, а также техническим и огневым вооружением.

Кроме того, строительство миноносцев этого типа не требовало чрезмерных капиталовложений, огромных эллингов, стапелей, модернизации предприятий и могло быть выполнено силами небольших частных судостроительных заводов. Морское министерство, предварительно изучив возможности и предложения таких заводов, в феврале 1912 года заключило первые контракты на постройку миноносцев с частными предприятиями: Петербургскими: Металлическим, Путиловским, Невским, Николаевским «Наваль», и Херсонским заводом Вадона.

Не задолго до этого, в конце 1911 года Херсонский предприниматель, владелец чугунно-литейного и судоремонтного завода Евгений Иосифович Вадон, с целью расширения производства, подал в городскую управу прошение об аренде участка городской земли на Карантинном острове. Ходатайство было удовлетворено. Для строительства судов отвели место по левому берегу реки Кошевой сроком на двенадцать лет.
d303e030d12d19f9d23dd9a2c12d72ff.jpg
Евгений Иосифович Вадон
За осуществление предприятия на новом участке взялся сын Евгения Иосифовича, Александр Вадон. На пустынном песчаном берегу было устроено три судостроительных стапеля, построено деревянное двухэтажное здание конторы и каменное здание мастерской. Одним из первых заказов выполненных новой судостроительной верфью, была постройка буксирного парохода для управления севастопольской крепостной артиллерией.
c9e6a852a6da2974f7feafc394de0777.jpg
На берегу реки Кошевой в 1912 году Александр Вадон основал новое предприятие.
В феврале 1912 года, стало известно, что предприниматель получил крупный государственный заказ на строительство военных судов. Эта новость всколыхнула сонную атмосферу губернского города Херсона. Еще бы! Новое предприятие сулило немалые выгоды для городской общины. Городской голова Н.И.Блажков в интервью газете «ЮГъ» отмечал: «Для Херсона устройство судостроительной верфи важно в том смысле, что ремесленный люд будет иметь заработок, кроме того, и престиж города возрастет, что особенно в наших интересах. Благодаря военной верфи Вадона город получит много шансов на то, что в Херсоне будут учреждены кассы судостроения. Затем, существование в городе такого крупного предприятия с многочисленным штатом рабочих, благотворно отразится и на городском благоустройстве. Городу, например, придется строить мост через реку Кошевую для объединения с Карантинным островом. Вообще херсонцы должны только радоваться открытию такого крупного предприятия, которое приобретает особенное значение при осуществлении грандиозного водного пути Херсон-Рига.»

25 апреля 1913 года состоялось торжественное освящение нового предприятия. А уже к 15 мая Металлический и Путиловский заводы отправили в Херсон все оборудование для строительства эсминца «Счастливый» и часть корпуса эсминца «Быстрый».
b691a25ec1bf799211d504091b389a60.jpg
Так выглядел завод Вадона в 20-х годах.
Срочный военный груз шел в Херсон водным путем вокруг Европы более пяти месяцев. Произошла непредвиденная задержка и в изготовлении судовых турбин, так как в Гамбурге и Штеттине, на заводах фирмы «Вулкан», выполнявших российский военный заказ, вспыхнула массовая забастовка рабочих. Что в совокупности на длительное время отодвинуло сроки начала строительства судов.

Только в октябре 1913 года на новой судоверфи Александра Вадона состоялась закладка корпусов эсминцев «Счастливый», «Пылкий» и «Быстрый». К концу года, вместе с турбинами прибыли представители немецкого завода «Вулкан» во главе с инженером Дюрингом. Так как в городе не нашлось достаточного числа квалифицированных рабочих, Путиловский завод командировал в Херсон своих специалистов (до 300 человек).
f33cdfd08ce5d548f25944f414ee0275.jpg
1914 г. Херсон. Спуск на воду миноносца Быстрый на заводе А. Вадона
Количество рабочих занятых на сборке кораблей превысило тысячу человек. Квалифицированные Путиловские рабочие зарабатывали на строительстве миноносцев от 4 до 4, 5 рублей в день, херсонские от 2,5 до 3 рублей. Такая большая разница в оплате труда положила начало конфликту между двумя группами рабочих, что тоже тормозило выполнение плана сдачи судов.

«Путиловские специалисты и мастеровые работают на ответственных работах, чего нельзя сказать о херсонцах. Когда херсонцы отказываются работать в двунадесятые праздники, путиловцы предлагают свои услуги, даже на Новый год и Рождество. Путиловцы работают ежедневно сверхурочно, чтобы быстрее закончить и уехать» - отмечал в своем докладе разбирающий причины конфликта фабричный инспектор.

Но, даже не смотря на эти серьезные проблемы, уже к исходу весны 1914 года закончились стапельные работы на миноносцах. 25 мая состоялся торжественный спуск первого херсонского миноносца «Быстрый», а уже 15 июля со стапелей сошел эсминец «Пылкий».

После убийства в Сараеве эрцгерцога Франца-Фердинанда германские специалисты спешно покинули Россию.

С началом войны осложнилась и доставка грузов морским путем вокруг Европы. Возросли нагрузки на железнодорожный транспорт. В связи с отсутствием подъездных железнодорожных путей к Херсонскому порту, оборудование для миноносцев было доставлено в Николаев, где перегружено на баржи и вместе с плавучим краном отбуксировано в Херсон. Бригады сборщиков усилили большой группой специалистов присланных Путиловским заводом. Военное министерство торопило, требуя к началу ноября 1914 года приступить к испытанию турбин и вспомогательных механизмов.

Работы уже подходили к концу, когда пожар, уничтоживший 26 октября столярную и такелажную мастерскую, а также материальный склад, где хранились компоненты оборудования эсминца «Быстрый», едва не привел к срыву намеченных сроков. Положение спасли николаевцы, сгоревшее оборудование заменили заготовленным для эсминца «Поспешный», на строительстве которого еще продолжались корпусные работы.
91b04703a354f3d7199118d5c28e207c.jpg
Спуск миноносца "Счастливый" на верфи Вадона.
К концу ноября 1914 года на «Быстром» и «Пылком» были опробованы главные турбины и в декабре суда отправились в свое первое плаванье в Севастополь. Эсминец «Счастливый» отшвартовался на зимовку в Николаеве. Весной 1915 г приемная комиссия под председательством контр-адмирала А.А. Белоголового приступила к испытаниям херсонских миноносцев. Испытания прошли успешно, и в начале лета новые миноносцы вошли в минную бригаду Черноморского флота.
b73be73e548e9b43d0430f4385acaac9.jpg
Миноносец "Счастливый".
Основной задачей минной бригады Черноморского флота, была постановка заграждений у Босфорского пролива и блокада турецкого побережья. Действия миноносцев были направлены на уничтожение турецких транспортных судов, в первую очередь перевозящих стратегические грузы. Уже к началу 1916 года прибрежному судоходству Турции участвующей в войне на стороне Германии, был нанесен непоправимый урон.

К концу года в составе турецкого флота осталось всего два угольных транспорта. Вследствие отсутствия угля, крупные военные суда не могли развести пары и выйти в море. Русские многоцелевые миноносцы типа «Новика», обладающие преимуществом в скорости и вооружении, безраздельно властвовали у Турецких берегов. Только 6 октября Эсминцы «Счастливый», «Поспешный» и «Пронзительный», совершившие рейд в Синоп, уничтожили более 60 парусных судов противника.

Послужной список херсонских миноносцев полнится рядом блестящих побед против германского- турецкого флота в период Первой Мировой войны, однако послереволюционная судьба двух из них достаточно трагична. Миноносцы «Быстрый», «Пылкий» и «Счастливый» в числе прочих судов, не выполнивших приказ Председателя совнаркома Ленина: « Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно», ушли в Севастополь где были захвачены немцами.
f3d018463ad477e9e8e37da5f79b5058.jpg
Миноносец "Пылкий" (посредине) в 1922 году.
Уже 3 и 4 мая 1918 года на захваченных судах Черноморской эскадры был поднят Кайзеровский флаг. Правда, через полгода, по причине вспыхнувшей в Германии революции, немцы спешно ретировались на родину, оставив плененные корабли сменившим их англо-франко-американским последователям.

Те же, в свою очередь, передали военные суда Деникину и Врангелю. В 1920 году белогвардейцы и их иностранные союзники, покидая Крым, увели с собой в Константинополь весь флот. В числе судов покинувших Крым находились миноносцы «Пылкий» и «Счастливый».
3eeea018ba6ec2fa679354d57a107a6c.jpg
Миноносец "Пылкий"
Затем из Константинополя корабли были переведены во французскую военно-морскую базу Бизерта в Тунисе. Во время буксировки в штормовую погоду эсминец "Счастливый"затонул в бухте Мудроc вблизи о. Тенедос (Эгейское море), всего лишь через шесть лет после спуска на воду в Херсоне.

«Пылкий» оказавшийся в Бизерте, в числе других кораблей Черноморского флота, долго ожидавший своей участи, и после срыва в 1925 году переговоров о передачи плененного флота советскому правительству, был отправлен на слом. В советском Севастополе оставался лишь подорвавшийся на плавучей мине и затопленный белыми при отступлении эсминец «Быстрый».
95fdf517f5404a30f650f8a5649f44c1.jpg
Миноносец "Быстрый", впоследствии "Фрунзе".
В 1923 году эсминец «Быстрый» был поднят, отбуксирован в Николаев, восстановлен на заводе имени Андре Марти и к концу 1927 года присоединился к дивизиону эскадренных миноносцев под новым, советским именем. Боевой корабль получил имя в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе. Около четырнадцати лет, в составе Черноморского флота миноносец «Фрунзе» охранял водные рубежи страны. С началом Великой отечественной войны и блокады Одессы немецко-румынскими войсками, на помощь осажденному городу в числе кораблей прибывших из Севастополя был и эсминец «Фрунзе».

Уже в день прихода в Одессу 22 августа, не смотря на противодействие береговой вражеской артиллерии, миноносец выполнил боевую задачу по уничтожению противника в районе сел Чабанка и Свердловка. В ночь на 28 августа крейсер «Червона Украина», лидер «Ташкент», эскадренные миноносцы «Смышленый», «Фрунзе», «Шаумян» и канонерская лодка «Красная Грузия» провели успешную операцию по уничтожению батареи противника, в районе села Новая Дофиновка.
8dff49c3fb5407e2de13713f0cc1c6d1.jpg
Артиллерийский расчет эсминца "Фрунзе".
В этом бою тяжелый снаряд угодил в эсминец. На стыке борта и палубы, в районе машинного отделения образовалась огромная пробоина. Впрочем, взрыв не нарушил механизмов корабельной машины и не вывел эсминец из боя. Все же осколками снаряда был убит один из моряков, а еще четверо, в том числе и командир корабля Павел Бобровников, были ранены.

Не смотря на героическую оборону защитников города, обстановка с каждым днем осложнялась. В городе не хватало боеприпасов, продовольствия, редели ряды воинов. А враг бросал в бой новые, свежие силы. Чтобы помочь советским войскам, теряющим силы, было решено в ночь на 22 сентября, в районе села Григорьевка высадить десант морских пехотинцев.

Для согласования взаимодействия десантников и войск, оборонявших город, из Севастополя в Одессу на эсминце «Фрунзе» вышел командующий эскадрой контр-адмирал Лев Владимирский. Около 14 часов в районе Тендровской косы, экипажем «Фрунзе» была обнаружена горящая канонерская лодка «Красная Армения», которую атаковал фашистский бомбардировщик..

Отразив атаку вражеского самолета, моряки эсминца поспешили на помощь и приступили к спасению людей. Однако почти мгновенно «Фрунзе» атаковали девять немецких «юнкерсов». Отчаянно отбиваясь от превосходящих сил врага, эсминец пытался на скорости уклоняться от падающих бомб, тем не менее, одна из них попала в район полубака корабля.
3639c8b1f5c1aabc2d23bcebba01a2ac.jpg
Погибающий эсминец "Фрунзе". Фото с немецкого истребителя.
Взрывом был уничтожен ходовой мостик, убит комиссар корабля Дмитрий Золкин. Получили ранения разной тяжести все находившиеся в рубке. Корабль стал терять скорость, чем не преминули воспользоваться фашистские летчики. Вскоре попадания в эсминец участились. Вышла из строя одна из машин корабля и рулевое управление, кончился боезапас зенитных пушек, а налеты не прекращались. С большим трудом экипажу удалось вывести эсминец на мелководье Тендровской косы.

На помощь израненному кораблю поспешил буксир ОП-2, но едва часть команды эсминца перебралась на спасательное судно, как одна из авиабомб попала в его корму. Буксир затонул. Часть матросов достигла берега вплавь, остальных забрал на борт, подоспевший торпедный катер. Из 110 членов экипажа, миноносца уцелела всего лишь половина. Так закончилась эта героическая страница истории военного корабля построенного в Херсоне и принимавшего участие в трех войнах.

@темы: занимательная История, КОРАБЛИ