Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Трагическое событие произошло 11 апреля 1979 года в 16 час. 30 мин. Леонид Федорович ехал на своем автомобиле "ГАЗ-24" в Киев со стороны пгт Иванков. Не доезжая нескольких сот метров до поселка Дымер Вышгородского района на отметке 47-го километра трассы, его "Волга" догнала двигавшийся впереди, в том же направлении, колесный трактор "Беларусь" с прицепом. Пошла на обгон и на встречной полосе столкнулась со встречным грузовиком ГАЗ-53.
ДальшеНа то злочастное место мне приходилось возвращаться в ходе расследования много раз. Проводил следственные эксперименты с водителем грузовика, очевидцами ДТП и с другими свидетелями. Естественно, с каждым в отдельности, с участием различных экспертов и специалистов. Назначил и контролировал проведение судебно-медицинских, автотехнических, трассологических и комплексных экспертиз.
Быков возвращался с дачи, очень спешил, времени у него было в обрез. Через неделю киногруппе предстоял выезд на натурные съемки фильма "Пришелец". Экспедиция в Крым могла затянуться, а кто без него внесет взносы в садовый коператив, приведет в порядок садовый участок и домик после зимы? К тому же, к трем-четырем часам Быков обещал жене вернуться домой, потому и торопился. Не любил нервировать домашних. Да и водителем считал себя опытным, к тому же автомобиль был почти новый и его ни разу не подводил.

Я консультировался потом с экспертами-автотехниками, автогонщиками-профессионалами с киевского автодрома "Чайка". Да и сам я водитель со стажем. С грустью приходится констатировать, что у Леонида Федоровича было несколько вариантов спасения своей жизни в этой ситуации, но он ими не воспользовался. Правда, и времени для размышления себе не оставил. До рокового удара – менее пятидесяти метров, а автомобили мчались навстречу друг другу с суммарной скоростью около 150 км/час.
Если бы Быков довел до конца начатый обгон, чуть "придавил" бы еще газу, то успел бы обойти трактор и вернуться на свою полосу. Многочисленные расчеты экспертов-автотехников, экспертное моделирование данной ситуации это предположение подтверждали.
Была у Быкова и вторая возможность уйти от лобового столкновения с грузовиком. Стоило ему только повернуть руль резко вправо и "ударить" по тормозам, он бы снова оказался на своей полосе. Трактор двигался со скоростью около 20 км/час, в том же направлении, что и "Волга". Столкновение двух транспортных средств, двигающихся в одном направлении, куда менее безопасно, чем столкновение встречных сил. В худшем случае, повредил бы решетку и радиатор машины об прицеп. Пусть даже "сорвал" бы с крепежных подушек двигатель, но сам остался бы невредим. Тем более, будучи дисциплинированным водителем, он не забыл пристегнуться ремнями безопасности. Быков не позволял себе легкомыслия и ухарства за рулем.
Наконец, "Волга" могла продолжать движение под углом к дороге, без торможения пересечь оставшиеся четыре метра ширины встречной полосы и выскочить на обочину. За обочиной же – небольшой перепад высот, не более полуметра, и ровное, покрытое осенней травой поле.

Место ДТП, в котором погиб Леонид Быков. Фото: chevguz.com.
Его автомобиль "юзом" несло навстречу гибели целых 22 метра. "Газон" врезался бампером в правую дверцу легковой машины, как бы взял ее на "клыки", и уже в обратном направлении протащил 18 метров, выковыривая по пути на обочине глубокие ямы передними колесами "Волги".
Умер Быков мгновенно. Печень, легкие, другие внутренние органы – все имели механические повреждения. Ребра в том месте, где уперлись в ремень безопасности, оказались переломаны, как по линеечке. Лишь одно сердце не пришлось собирать по кусочкам. Оно осталось целым, не поврежденным, как бы продолжало еще жить за весь организм человека.
Инфаркта не было
Разговоры об инфаркте, как причине трагедии несостоятельны. Гистологическая экспертиза доказала, что никакого инфаркта и сердечного спазма не было в момент аварии. Иначе не смог бы водитель жать на педаль тормоза до самого момента столкновения. Наоборот, нога самопроизвольно ослабла бы, машина проскочила бы на поле без всякого торможения.

Думаю, начало различным слухам положили похороны Быкова. Гроб с телом друзья несли на плечах от дома погибшего на Русановке, через мост имени Патона до Байкового кладбища. Тысячи киевлян и приезжих из многих городов бывшего Союза провожали его в последний путь. В те годы несанкционированные шествия были под подозрением. Тем более, демонстрация всенародной любви к Артисту. В чем-то сопоставимая с похоронами Владимира Высоцкого, что потрясла Москву через год с небольшим. У могилы Быкова – ни духовых оркестров, ни речей, ни узаконенных почестей. Провожавшие пели "Смуглянку"…

На то время молодой парень, вернулся из армии, женился, родил ребенка, работал в "Киевводстрое". В тот злополучный апрельский день он вез на стройку утеплитель. После аварии его, ни в чем не виновного, сразу сняли с машины, перевели слесарем и отправили "в яму" крутить гайки, где он и дожидался, когда "приедет воронок и заберет его в тюрьму". Так почти два месяца он и провел днем "в яме", а ночью без сна.
Все экспертизы по делу доказали, что не водитель грузовика, а водитель "Волги" нарушил Правила дорожного движения, выехав на встречную полосу, не убедившись, что она свободна. Водитель же грузового автомобиля хоть и пытался, но, цитирую официальное заключение экспертов, "не имел технической возможности путем применения торможения предотвратить столкновение".

Прошу прочесть и расписаться. Читает одну страницу постановления пять минут, десять. Не выдерживаю, читаю вслух сам, внизу пишу своей рукой: "С постановлением ознакомился, ходатайств и заявлений не имею", и прошу поставить подпись. Раписывается. Точно такая же немая картина возникает и при оформлении возврата водительского удостоверения, которое я ему отдал.
Говорю: "Вы свободны, можете ехать домой к себе, в Чернобыль". Кивает молча головой, но продолжает сидеть. Пришлось проводить за плечо до двери. Минут через тридцать выхожу в коридор. Водитель сидит возле кабинета, рядом жена. Между ними туго набитый холщовый мешок. Молодая женщина объясняет, что собрала вещи, полотенце, мыло, сухарей насушила. "Зачем?" – вырвалось у меня. – "Как зачем? Вызвали мужа – значит, посадят". Тут уж я не сразу нашелся: "…А разве муж вам ничего не рассказал?". - "Нет, - говорит, - как вышел, так сел и молчит"… Все почти как по фильмам Быкова.
Года два назад мы снова встретились с этим водителем. Журналисты не верили, что он не покончил с собой после той аварии. В те годы такие слухи имели место. Мое письменное уведомление о прекращении против него дела хранит до сих пор. Угостил меня березовым соком… В общем, жизнь продолжается.
Рассказал бывший следователь Киевского облУВД - Виктор Чевгуз.
