N.K.V.D.
Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Гидроавиатранспорт флота его величества "Бен-Май-Шри"

1cdadc5ae94d6d3d77d6435cc7e2040c.jpg

В 1914 году уже строился крупный гидроавианосец Аpк Ройал I. Поскольку ввод его в строй затягивался, Адмиралтейство решило приобрести несколько мелких коммерческих судов и переоборудовать их в гидроавианосцы. Выбор пал на быстроходные теплоходы, курсировавшие в проливе Ла-Манш между Англией и островом Мэн. В числе 6 кораблей был и "Бен-Май-Шри".
bbb2d0df2dfa0749e903edd3917a9b81.jpg
"Бен-Май-Шри" в ещё гражданском виде.
Переоборудование не заняло много времени и 23.03.1915 уже HMS "Бен-Май-Шри" вступил в строй. Перестройка заключалась в установке пары орудий, большого ангара на корме и крана для подъема/спуска гидросамолётов.

В августе 1915 года гидроавианосец "Бен-Май-Шри" прибыл в Эгейское море. На борту находилось два гидросамолета-торпедоносца Шорт-184.
01f8af1ecd851348e796b14e6b11e2dd.jpg
Многоцелевой разведчик-торпедоносец S.184.
Сначала они использовались лишь для ведения разведки. 11 августа у северных берегов Мраморного моря был замечен турецкий транспорт. Он и должен был стать жертвой первой в мире воздушной торпедной атаки.

12 августа "Бен-Май-Шри" вошел в восточную оконечность залива Ксерос, и гидросамолет Шорт-184 с подвешенной торпедой был спущен на воду. Командир звена Г.К. Эдмондс после относительно короткого разбега поднял тяжелый самолет в воздух. Машина набрала высоту 800 футов и направилась на север.
c550e3bb1f93c7669b42c05cd2ea0ac2.jpg
«Бен-май-Шри», 1915 год.
Эдмондс заметил свою цель — транспорт водоизмещением 5000 тонн — и вышел в атаку. Выключив мотор, пилот сбросил торпеду с расстояния 300 ярдов, скользя над водой на высоте 15 футов. Затем он снова включил мотор и начал подниматься. Эдмондс видел, что атакованное судно накренилось и тонет.

5 дней спустя была проведена еще одна торпедная атака турецких транспортов в Ак-Баши-Лимане, прямо в узостях Галлиполли. В этом налете участвовали 2 гидросамолета. Один из них пилотировал командир звена Эдмондс. Он выполнил свою атаку безукоризненно, и торпедированное судно взорвалось.

Другой самолет, который пилотировал лейтенант звена Дж.Б. Дэкр, из-за неполадок в моторе, возникших во время полета, был вынужден сесть на воду. Заметив вражеский буксир, Дэкр повел свой самолет к нему, скользя по воде. Он сбросил торпеду с близкого расстояния и добился попадания. Затем Дэкр повел самолет назад. Мотор начал набирать мощность, и облегченный гидросамолет сумел взлететь. Он благополучно вернулся на "Бен-Май-Шри". Корабельные самолеты потопили свои первые жертвы.
c3d0349f40bd5586036fe6f6a11deec3.jpg
Капитан гидроавианосца Чарльз Роумни Сэмсон (на переднем плане)
с пилотами Sopwith Camel 2.F1, 31 июля 1918 года.
Позднее была проведена еще одна операция. На сей раз гидросамолеты "Бен-Май-Шри" вместе с колесными машинами бомбили железнодо­рожный мост в Болгарии.

После Дарданелльской операции капитан 2 ранга Сэмсон был назначен командиром "Бен-Май-Шри". Одно­временно он командовал «эскадрой авианосцев», состоящей из "Бен-Май-Шри" и более мелких кораблей «Анни» и «Рэйвен II».
de16ab1fb56ca0dc143e140259fab785.jpg
Гидроавианосец «Рэйвен II».
Оба маленьких гидроавианосца ранее были германскими грузовыми пароходами и могли нести по 4 гидросамолета. Всего на кораблях эскадры базировались 14 гидросамолетов. Трио действовало в Восточном Средиземноморье и в Красном море против турецких войск на Синае, в Аравии и Палестине. Обычно гидроавианосцы прикрывали французские корабли.

Сэмсон командовал доблестным маленьким соединением в ходе нескольких операций. Однако 11 января 1917 года его флагман "Бен-Май-Шри" был потоплен. Корабль стоял на якоре возле острова Кастеллориццо у южного побережья Турции. Внезапно хорошо замаскированная турецкая береговая батарея открыла по нему огонь.
f6ec6fdf62e9ee963443dd142a9a351e.jpg
Командир турецкой батареи Мустафа Эртугрул Акер,
которой приписывают потопление "Бен-Май-Шри".
Уже четвертый снаряд попал в ангар на корме корабля. Самолеты в ангаре вспыхнули. "Бен-Май-Шри" был буквально засыпан снарядами, запылал от носа до кормы.
9ccc4a0ddedda0bb083d8bb3e6a06503.jpg
"Бен-Май-Шри" (справа) под обстрелом.
Экипажу было приказано покинуть корабль после сорока минут бомбардировки. Моряки использовали единственную оставшуюся действующую моторную спасательную шлюпку из трех, установленных на борту. Один офицер и четверо военнослужащих получили ранения, но убит, по счастливому стечению обстоятельств, никто не был Турки продолжали свою бомбардировку в течение пяти часов, пока "Бен-Май-Шри" не завалился на правый борт и затонул на мелководье.
8a36ec63821d212bb26b92f5d1800151.jpg
На мели.
В тот же день капитан и главный инженер вернулись на корабль, чтобы спасти талисманов корабля -кота и собаку, которые пережили атаку и не были эвакуированы с экипажем.

Останки гидроавиатранспорта оставались на месте гибели до 1920 года, когда он был отбуксирован спасательным судном "Валлетт" в греческий порт Пирей. Корабль, в связи с тем, что не подлежал восстановлению, был пущен на слом в доках Венеции в 1923 году.
9a661b48250e9d7dbeda25e79aa21e94.jpg
"Бен-Май-Шри" во время подъёма в 1920-м году.
Общие характеристики:
Длина (м): 114
Ширина (м): 14
Водоизмещение (тонн): 3880
Скорость (узлов): 24,5
Осадка (м): 5,5
Экипаж: 250
Вооружениe:
Орудия: 2 - 3 фунтовые
Орудия :4 -12 фунтовые
Самолеты: 6

ТАКЖЕ: Потомки гидрокрейсеров

@темы: в вихре времён, КОРАБЛИ