Как почти два века назад Америка поверила в жизнь на Луне или «Большое лунное надувательство»
25 августа 1835 года газета The New York Sun опубликовала первую из серии статей, рассказывающих о чудесах, которые якобы видели астрономы, наблюдая Луну в супермощный телескоп. Они описали, что Луна покрыта густыми лесами и кишит двуногими бобрами, бородатыми голубыми единорогами и, что самое удивительное, человекоподобными летучими мышами. Читатели были в восторге, и серия много раз перепечатывалась и обсуждалась. Существовала только одна проблема: ни одно слово в ней не было правдой.
читать дальшеГазета Sun начала публиковала серия из шести статей. В них сообщалось о великом изобретении, сделанном одним из самых знаменитых в ту пору астрономов, сэром Джоном Гершелем-младшим, и последовавших затем удивительнейших открытиях. Газетчики при этом ссылались на короткое сообщение в эдинбургском журнале «Джорнел оф Сайенс» и главным образом на попавшие в редакцию записи никогда, как потом выяснилось, не существовавшего доктора Эндрю Гранта, ассистента ученого.
Сообщалось, что сэр Джон соединил микроскоп с семитонным телескопом-рефлектором невиданных размеров и с помощью этого оптического орудия, установленного им на мысе Доброй Надежды, якобы добился 42-тысячного увеличения.
Луна сквозь телескоп лорда Росса. 1856 г. Направив аппарат на Луну, Гершель обнаружил там цивилизацию селенитов, которую составляли двуногие разумные бобры и несколько рас крылатых мышелюдей, различающихся между собой цветом кожи.
Бобры были на Луне, видимо, что-то вроде австралийских аборигенов или дикарей Амазонии, они умели добывать огонь и жили в хижинах; мышелюди же имели вид более человекоообразный, ростом не превышали четырех футов, лицом напоминали орангутанга, покрыты были темной шерстью и имели крылья наподобие тех, что у летучих мышей, благодаря чему они могли спокойно перелетать с места на место, поедая фрукты и предаваясь развлечениям, «какие с большим трудом можно было бы согласовать с нашим земным понятием о приличиях».
Лунный мышечеловек. Литография из неапольского издания, 1836 г. Цвет кожи у мышелюдей определял их место в социальной иерархии и уровень развития – чем она была светлее, тем к более высокоразвитой общности они принадлежали. Наиболее светлокожие, сообщала газета, своим видом «уже немного уступали ангелам».
Много места было уделено также животному миру Луны и ее пейзажам. Там на цветущих лугах меж базальтовых и аметистовых гор паслись стада однорогих овец, бродили рогатые медведи и подобия земных бизонов и т.д. и т.п., в воздухе порхало множество самых разнообразных птиц. Описывались моря, океаны, реки, озера, хрустальные острова и горные пики из цельного сапфира…
«Лунные жители». Гравюра из английского переиздания 1836 г.
На заднем плане видны хижины разумных бобров и сами их обитатели. Имя знаменитого ученого, серьезные ссылки, основательный, отличающийся холодной научной объективностью стиль сообщений, огромное количество подробностей, а также последовательное изложение информации в виде дневниковых записей, да еще при том, что состояние тогдашней науки вполне допускало существование на Луне жизни, – все это оставляло слишком мало пространства для недоверия, и Америка словно сошла с ума.
Слабые возражения малочисленных скептиков в расчет не принимались, никому не было дела до анонимности публикуемых статей и того, что номер «Джорнел оф Сайенс» так что-то и застрял в Эдинбурге. Никто не заметил множества очевидных несообразностей, таких, например, как то, что увеличение в 42 000 раз позволило бы рассматривать лунную поверхность лишь с разрешением в десять километров, так что никаких животных, зверей или птиц предполагаемый супертелескоп не смог бы рассмотреть даже принципиально.
А молчание Джона Гершеля тоже было воспринято с пониманием, поскольку он и на самом деле в то время занимался в Южной Африке астрономическими наблюдениями и не мог подтвердить или опровергнуть газетные сообщения.
В 1835 году не было ни мобильников, ни даже самого плохонького интернета, и современному читателю толком и непонятно, как тогда люди жили, общаясь по бумажной переписке, отправляя их колесными экипажами или парусными кораблями, и поэтому сообщение между континентами было в те времена очень неторопливым. Так что дутая сенсация преспокойнейшим образом разошлась по Америке без малейших опасений на скорое разоблачение.
Статьи из Sun перепечатывались множеством региональных и центральных СМИ, а тираж самой газеты взлетел до небес, достигнув 60 000 экземпляров.
Радужная Бухта и Лунный храм. Литография из газеты «Sun», 25 августа 1835 г. е был услышан и Алан Эдгар По, возмущенно заявивший, что газета его элементарным образом обокрала, воспользовавшись замыслом его новеллы «Необыкновенное путешествие Ганса Пфааля», за три недели до публикации статей в Sun вышедшей в журнале Southern Literary Messenger, где тоже описывалась лунная цивилизация. Впоследствии По переписал окончание своего «Ганса Пфааля», где упомянул «лунную утку» газеты — там он существенно смягчил свое обвинение в плагиате и в то же время по пунктам доказал лживость газетной сенсации.
Необходимости в этом, правда, уже и не было, потому что Джону Гершелю уже передали с проходящего корабля одну из газет о его «открытиях», и он тут же разослал гневные опровержения: под всеобщий стон разочарования самая жирная в мире утка лопнула в одночасье. Принеся, впрочем, главному редактору газеты и предполагаемому автору статей Ричарду Адамсу Локку (сам он всегда публично отвергал свое авторство) немалые дивиденды.
Единственный известный портрет автора «Лунной утки» Ричарда Адамса Локка Интересно было бы понять секрет ошеломительного успеха этой, в сущности, не самой оригинальной мистификации, ведь о жителях Луны на полном серьезе говорили и до, и после Ричарда Локка.
Если говорить не о профессионализме, с которым она была подана, и не о «богатой фантазии и бесспорном остроумии» автора, которые признавал за Локком сам Эдгар По, по всей видимости, все-таки обокраденный, главными двигателями этого успеха остаются две сошедшихся вместе вполне очевидных причины.
Первая из них — иррациональное и неистребимое желание людей найти соседей по разуму. В дельфинах ли, в инопланетянах или даже в обитателях параллельных миров. Сейчас надежды на то, что в пределах Солнечной системы «зеленые человечки» найдутся при нашей жизни, почти не осталось, осталась лишь надежда, да и то пока ничем не подтвержденная, обнаружить на других планетах микроорганизмы, однако само желание никуда не делось. Так что темой своей мистификации Ричард Локк попал в самую точку.
И все это помножилось на вторую причину: потрясающее легковерие большинства людей, порой вопреки всякой логике верящих в то, во что им хочется верить, и не желающих прислушиваться к «голосу разума», который, впрочем, довольно часто и сам «дает петуха».
Так вот ты какой, Бэтмен без грима... Хе.
Ну, а как же ещё)).