Красные (не революционные) штаны "Как всем прекрасно известно", консервативные французские генералы перед Первой мировой войной на предложения о вводе в армии маскирующей формы гордо заявили что "Красные штаны - это и есть Франция", и отправили солдат воевать в форме, соответствующей веку девятнадцатому, но никак не двадцатому. И только огромные потери открыли им глаза и принудили отказаться от "самого заметного из цветов" в пользу менее броских.
читать дальшеДля исторических мифов вполне типично предпочтение яркости и простоты реальным фактам. Поэтому таким мелочам как опробование французами маскирующей формы за несколько лет до войны, согласие генералов с отказом от красных штанов и продавливание ими через парламент кредита на переобмундирование армии в отвечающую новым веяниям форму еще за месяц до войны, в нем нет места.
Тем не менее, надо признать, что фраза таки была произнесена, и никем иным как военным министром.
Знакомьтесь - Эжен Этьен, ни разу не генерал, а наоборот - чистый политик, признанный лидер французских колониалистов, яростный сторонник создания колониальной империи в Африке. Благодаря тому что французский колониализм был делом рук военных "в степени чуть меньшей, чем полностью", Этьен был знаком с армией, хоть и в ее "африканском варианте", лучше чем многие его коллеги - что оказалось достаточным для занятия им поста военного министра в шести правительствах.
И что любопытно - смотря со своей "колониальной колокольни" Этьен был прав. Колониальной армии приходилось иметь дело не с регулярными европейскими армиями - а с представителями народов, с большим почтением относящихся к яркой форме и сейчас. Французский офицер, общаясь с африканцами - туарегами, арабами, неграми - должен был, только если не хотел уронить себя в их глазах - одет по всей форме. С возможным исключением относительно сапог.
И это работало в их пользу - те же туареги признавали, что французские офицеры по умению одеваться уступают только "народу вуали". Маскировочная форма такого уважения не вызывала - и в итоге получалось что да, "красные штаны" и впрямь работали на имидж Франции. С маленьким, но печальным исключением - не на франко-германской границе.