Самокатные (велосипедные) части решали разведывательные задачи, действовали в авангарде, участвовали в ночных атаках. Основным тактическим свойством этих подразделений была подвижность, а боевым качеством – стойкость.
При формировании самокатных частей русская армия почти догнала своих противников: создание намеченных сорока рот приостановилось на 32-й в марте 1917 года. Чуть позже, летом эти роты были сведены в батальоны. Они внесли более чем достойную лепту в борьбу с врагом. Почему же мы почти ничего не знаем о них?
Читать дальше
Новая тактика
Преимущества самокатных частей перед пехотой и даже конницей представлялись очевидными. Мобильность, гибкость, немедленный переход в боевой порядок, способность задержать противника или неожиданно его атаковать. Ночью они двигаются достаточно быстро и главное – бесшумно. В бою могут быть использованы полностью – для охраны велосипедов достаточно одного-двух человек, тогда как кавалерия, если дерется в пешем строю, должна оставлять большое число коноводов.
Строевая самокатная команда на параде под Белостоком. 1897-ой год.
Перед фронтом строя проезжает генерал Плюцинский
На сухих, но плохих дорогах военные велосипедисты двигались со скоростью восемь километров в час. Дозоры и отдельные самокатчики на коротких дистанциях развивали до 20 километров в час. То есть при нормальном движении они могли пройти до 80 километров в сутки, а при форсированном – до 120 километров.
Самокатные части вели бой, как обычная пехота, с той разницей, что ударная группа или резерв действовали, используя свою подвижность. Основная особенность – возможность сковывать противника минимумом личного состава и маневрировать основными силами и средствами с целью нанести врагу как можно больше потерь.
Велочасти могли неожиданно появляться с разных направлений, при наличии хороших дорог быстро перебрасывались с одного боевого участка на другой, от центра к флангу и наоборот. Особенно ценны были самокатчики при преследовании, подвижной обороне, маневрировании войск, нанесении внезапных ударов. Помимо чисто технических свойств, присущих самокатным частям, на их качество влияла и подготовка личного состава в спортивном отношении.
На вооружение русских самокатных частей вначале был принят велосипед системы Жерара – складной французский велосипед образца 1890-х, популярный в свое время. К началу Первой мировой войны он оказался устаревшим и был заменен русским образцом заводов Дунга и Лейтнера – одним из лучших в своем классе.
Германцев гнали три версты
Самокатные части русской армии делом доказали свою доблесть и способность вести бои в различной обстановке.
Весной 1916 года 3-я самокатная рота была придана 3-й кавалерийской дивизии. Она действовала в районе Пинска, где имелось мало хороших дорог. Самокатчиков использовали для связи, охраны штаба дивизии и как дивизионный резерв. Будучи переброшенной на Румынский фронт, рота участвовала в арьергардных боях 3-й кавалерийской дивизии. У местечка Тараверды (северо-западнее Меджидие) самокатчики, заняв ряд высот и долину – единственный путь для отхода своих, задержали обошедших российских кавалеристов болгар и прикрыли отступление конницы, что спасло левый фланг 47-го корпуса от окружения.
Но благодаря наличию на Румынском фронте приличных дорог рота часто использовалась по прямому назначению – участвовала в боях в Буковине, где, выдвигаясь вперед, захватывала рубежи и, пользуясь своей стойкостью в огневом отношении (252 стрелка с боезапасом 120 пат ронов на человека, четыре пулемета на мотоциклах), удерживала их до подхода пехоты. Скорость движения военных велосипедистов достигала 10–17 верст в час.
В Луцкой операции 1916 года отличилась 20-я самокатная рота, действовавшая в составе 12-й кавалерийской дивизии. В одном из боев при контратаке велосипедисты потеряли половину личного состава. Их действия были отмечены особым приказом по дивизии.
Тот солдат, что слева, держит велосипед в походном положении за спину, видны хорошо
ремни для переноски. У второго справа такой же ремень накручен на раму велосипеда.
Яркая иллюстрация лучших боевых качеств русских самокатных частей – бои 3 и 5-го самокатных батальонов с превосходящими силами германской пехоты 9 июля 1917 года в районе деревни Маловоды и на переправах. Действуя на различных направлениях, на наиболее угрожаемых участках, без поддержки артиллерии и при отсутствии соседей справа и слева, а также под угрозой обходов и прорыва противника в тыл, самокатчики многократно спасали ситуацию. Пехотные части в тот период отступали, почти не оказывая сопротивления и оголяя фронт.
В бою на угрожаемом участке у Маловод 3-й самокатный батальон отразил атаку германского 114-го пехотного полка, занял переправы и вел бой до темноты. 5-й самокатный батальон трехротного неполного состава на окраине той же деревни столкнулся с наступающим 143-м кайзеровским пехотным полком.
Сводный самокатный батальон Петроградского гарнизона. 1916 год.
У рядового состава велосипеды Peugeot системы Жерара
доктор исторических наук Алексей Олейников