Оказавшись у власти и результате омских событий 17-18.Х1.1918 (по старому стилю) Верховный Правитель и Верховный Главнокомандующий адмирал Александр Васильевич Колчак первое время обходился обычной охраной, не составлявшей отдельной части. Вопросами создания собственного конвоя он занялся лишь в конце января 1919 г.
Читать дальше
Приказом Верховного Правителя 24.1.1919 №27 предписывалось «возложить на исполняющего обязанности начальника Конвоя Верховного Правителя капитана Удинцева формирование команды Конвоя...» (приказа о назначении Удинцева на должность обнаружить не удалось). Сидят, слева направо: старший адъютант Колчака ротмистр В.В.Князев. А.В. Колчак, начальник личной
охраны Колчака полковник А.Удинцов. Стоят, слева направо: адъютанты Колчака старший лейтенант Г.М. Сазонов
и штабс-капитан В.С. Матвеев, начальник конвоя Л.И. Огрохин.
Погоны и униформа подполковника, фельдфебеля, штабс-капитана
и рядового Конвоя Верховного Правителя. Реконструкция - А.Каревского.
Не до конца ясен термин «походный мундир», применявшийся обычно только по отношению к суконному офицерскому мундиру образца 1908 г. (именовавшемуся в х/б варианте кителем), солдатский аналог которого был заменен в 1911 г. на суконную же рубаху. Следует ли понимать, что все чины носили офицерский походный мундир, или как-то удалось раздобыть отмененные солдатские, либо же солдаты носили рубахи — не ясно. Столь же таинственным представляется отсутствие всяких упоминаний о шинели.
Как вспоминал в своей книге "Судьба адмирала Колчака. 1917–1920." Питер Флеминг: «Охрана носила британские мундиры цвета хаки с широкими краповыми погонами с белым кантом.»
Весной и летом 1919 г. Конвой неоднократно поднимался «в ружье» по поводу действительных или малозначительных опасностей для личности адмирала, но все это в конечном счете были ложные тревоги. Однако в сентябре-октябре пришлось даже вести бои на фронте — в междуречье Ишима и Тобола, где войска Колчака попали в окружение. В боевой обстановке конвойцы проявили себя отлично.
Однако главной своей проверки, в январе 1920 г., Конвой не выдержал. Поражение войск адмирала, находившегося в Нижнеудинске, было уже к этому моменту очевидным, и он обсуждал с союзниками возможности эвакуации. Однако он не соглашался на то, чтобы спастись одному, оставив своих подчиненных на произвол судьбы, и в результате решил самостоятельно пробиваться в Монголию с теми, кто найдет возможость за ним последовать.
Как вспоминал генерал-лейтенант Н.Н. Занкевич, исполнявший в то время должность начальника штаба адмирала, последний «глубоко верил в преданность солдат Конвоя. Я не разделял этой веры, тем более, что большевики Нижнеудинска засыпали Конвой прокламациями, требуя его перехода на их сторону. Адмирал собрал чинов Конвоя и, в короткой речи сказав им, что... остается здесь, предложил желающим остаться с ним, остальным же oн предоставляет полную свободу действий.
На другой день все солдаты Конвоя, за исключением нескольких человек, перешли в город к большевикам. Измена Конвоя нанесла огромный моральный удар по адмиралу, он как-то весь, поседел за одну ночь».
На этом можно поставить точку в короткой истории Конвоя, стоит лишь напомнить, что в судьбе "Верховного Правителя" эта, была не последняя измена...
(С.)
ТАКЖЕ: Русская армия в Туркестане. Эволюция военной формы.