Самоубийства молодых людей, совершенные на почве трагической любви или каких-то проблем, называются «синдромом Вертера» (по названию романа Гёте). Самоубийства в среде художников, людей искусства, творческих людей случались значительно чаще, так как они всегда были больше ориентированы на мир чувственный. Основной задачей этих людей являлось эстетическое отражение мира. Его познание происходит через художественный образ и рождаемое им переживание, чувство. Чувственное искусство и живет, и развивается в эмпирическом мире чувств. Ему свойственен гедонизм, обожание мира, и только в случае невозможности его продолжения - смерть, самоубийство.
В отличие от него в основе декаданса лежит идея неприятия мира. Он восхищается красотой, но красотой смерти, увядания, могильного тлена. Тут жизнь воспринимается как зло. Уныние, отчаяние, самоубийство - мотивы которые часто встречаются в мировой литературе, но только в декадансе путь к смерти - это путь к небывалому наслаждению. К наслаждению вечному, которого нет в земной жизни. Жизнь скоротечна, и только смерть открывает путь в бесконечность. «Декадентский гедонизм» смотрит на мир как на «суету и томление духа», где все преходящее только подобие, где жизнь подобна иллюзии, миражу, призрачному царству теней. Это порождает бессмысленность земного существования. В этой ситуации чувственная жажда удовольствий на грани смерти обостряется, а жизнь и смерть меняются местами. Все, что нас окружает, иллюзия, «призраки вещей», подделка жизни. И только в момент смерти человек сталкивается с иным, с вечностью. Смерть есть небытие. Это небытие и есть, по мнению декадентов, путь к свободе и вечному наслаждению.


читать дальше