Уж не помню, когда я впервые услышал эту песню, но точно очень давно. Более ясные и старые головы указывают, что в советские массы она пошла в 1983 г. с подачи популярной передачи «Утренняя почта». Именно в ней прокрутили клип, где шикарно одетый денди в белой жилетке и белых перчатках проходит мимо бедного люда, греющегося у костра из ящиков, и погружается в гламурный мир богатеев, лихо отжигающих на фоне Великой Депрессии 1930-х годов. Парня звали Тако (Taco), а песню «Puttin’ on the Ritz». (С.) Сергей Курий
читать дальше
Песня звучала не менее роскошно, и было неясно, почему это Тако больше ничем на публике не блеснул. А всё дело в том, что этот хит был написан еще за полсотни лет до выступления Тако, и соответственно другим автором. По факту рождения — даже нашим земляком.
Речь идёт об Израэле Бейлине, который действительно родился в России, но места рождения называл столь разные, что исследователи до сих пор думают, откуда он — из Тюмени, Могилёва или Подольска. Зато точно известно, что его отец, спасаясь от погромов, эмигрировал в 1893 году в Нью-Йорк, но через три года умер. Бедному мальчику с ранних лет пришлось зарабатывать на кусок хлеба. И вот, в пору работы официантом в одном ресторанчике, хозяин заведения подметил у Израэля сочинительский дар и заказал ему написать эксклюзивную песню. 16-летний Изя с заданием справился и даже получил первый гонорар — аж 37 центов.
Поняв, что музыкой можно зарабатывать, Бейлин переквалифицируется из официантов в композиторы.
В 1907 г., когда он впервые издавал песню, наборщики чего-то напутали, и Изя Бейлин превратился в Ирвинга Берлина. Решив, что может так и лучше (а оно было лучше, ибо к евреям в США тех лет тоже относились неоднозначно), Ирвинг постепенно превратился из нищего эмигранта в красу и гордость Америки. О вкладе Берлина в американскую музыку композитор Джером керн сказал коротко и ясно: «Ирвинг Берлин — это и есть сама американская музыка».
Для подтверждения вышесказанного достаточно назвать всего две песни «God Bless America» («Боже, благослови Америку») и «White Christmas» («Белое Рождество»). Первая была написана еще в 1918 г. для… юмористического мюзикла, но явно была там неуместна, поэтому Берлин вспомнил о ней лишь накануне Второй Мировой войны — в 1938 г. Вскоре она стала настоящим неофициальным американским гимном, и Берлин передал права на композицию одной скаутской организации, произнеся: «На патриотизме нельзя зарабатывать».
Тем более, что на второй песне «Белое Рождество», впервые исполненной Бингом Кросби в 1942 г., он заработал немало. Это вообще самая популярная рождественская песня в США и самое кассовое музыкальное произведение, проданное в количестве 30 млн. синглов. Находились, конечно, журналисты, беспардонно спрашивающие: с чего бы это сыну кантора синагоги писать песню о христианском празднике? На что Берлин с достоинством отвечал: «То, что я сын кантора, не может исключить того, что я самый горячий патриот Соединенных Штатов Америки!».
Забавно, что великий американский композитор не знал нотной грамоты и на пианино играл посредственно. Зато сочинял на славу — в его арсенале насчитывают около тысячи (!) песен. А так, как из этой тысячи у нас, благодаря Тако, знают только одну, сосредоточимся именно на ней.
«Puttin’ on the Ritz» была написана в 1929 г. и стала основной темой одноименного к/ф, где ее исполнил Гарри Ричман.
Первый вариант «Puttin’ on the Ritz» 1930 г. (перевод смысла — Валентин Антонов):
Видели ли вы когда-нибудь тех богатеньких буратин,
Которые, задрав носы, прогуливаются по всем известной Ленокс-авеню —
В высоких шляпах и с разноцветными воротничками,
В белых коротких штанах и с пятнадцатью долларами в кармане?
Если вам и скучно, и грустно, и некуда податься,
То почему бы вам не отправиться в разодетый в пух и прах Гарлем?
Туда, где в платьях с блёстками толкутся чернокожие служанки
И где каждая встречная-поперечная «шоколадка»
Важно шествует локоть к локтю со своим надутым ухажёром.
Так пойдёмте же со мной на эту их тусовку,
И мы увидим этих модников,
Спускающих на развлечения последние свои гроши!
ПРИМЕЧАНИЕ:в Гарлеме 30-х можно наблюдать отличный пример культуры овердрессинга (слишком нарядной одежды), которая была очень популярна среди черных жителей Нью-Йорка в 30-е и 40-е годы прошлого века. Бедные рабочие тратили свои последние сбережения на то, чтобы выглядеть, как богатые белые американцы. Фраки, пальто, цилиндры, белые гамаши и даже трости. Все было по высшему разряду. Только ходили в такой одежде не миллионеры с Пятой-авеню, а обычные жители Гарлема. Многие при этом едва сводили концы с концами. Этому культурному феномену была посвящена знаменитая песня.
Последний раз тот же самый текст прозвучал с экранов в 1939 г. в к/ф «Idiot’s Delight» из уст Кларка Гейбла (помните красавчика Батлера из «Унесенных ветром»?). Правда в его версии был опущен куплет-вступление (так же сделает потом и Тако).
Новый вариант «Puttin’ on the Ritz» 1946 г. (перевод смысла — Валентин Антонов):
Вы когда-нибудь видели тех довольных жизнью воображал,
Которые, задрав носы, туда-сюда прогуливаются по Парк-авеню —
В высоких шляпах и с тесными воротничками,
И с уймой долларов в карманах коротких широких штанин,
И буквально каждый десятицентовик
Они тратят на приятное времяпрепровождение?
Если вы хандрите и не знаете, куда вам податься,
То почему бы вам не отправиться в эту обитель моды —
Туда, где тусуется столько разных типчиков
В полосатых штанах и в моднющих пиджаках,
Изо всех сил старающихся походить на Гэри Купера
И выглядеть на миллион?
Так смешаемся же с толпой «рокфеллеров»,
Которые прогуливаются там —
В элегантных перчатках, с тросточками и с зонтиками!
Исполнил новый вариант актер Фред Астер. Паваротти он не был, зато шоу устроил настолько блестящее, что его исполнение «Puttin’ on the Ritz» стало классикой. Впечатляет и мастерское владение тростью и убойная чечётка, которую на экране исполняют девять смонтированных копий самого Астера (Тако звук чечетки, кстати, оставил).
Трудно поверить, что актеру было в тот момент под полтинник. Правда и съемки дались ему нелегко и затянулись на 5 недель!
«Istanbul (Not Constantinople)» (перевод смысла — Валентин Антонов):
В своё время Стамбул назывался Константинополем,
Но теперь — теперь это Стамбул, а не Константинополь.
Константинополь же был утрачен очень давно,
И теперь это жемчужина Турции.
Любая константинопольская девчонка
На самом-то деле проживает не в Константинополе, а в Стамбуле,
Так что если вы условились встретиться с ней в Константинополе,
То она будет ждать вас не в Константинополе, а именно что в Стамбуле!
Да что уж говорить о Константинополе, если даже Нью-Йорк когда-то назывался Нью-Амстердамом…
Трудно сказать, зачем они всё поменяли…
Ну вот почему-то понравилось им, и всё тут!..
«Puttin’ on the Ritz» вошла в альбом Тако, который назывался «After Eight» и состоял из каверов песен 1930-х годов.Как это не удивительно Ирвинг Берлин успел застать очередной триумф своей песни. Он вообще прожил необычайно долгую жизнь, собрав награды и похвалы от многих американских президентов. скончался он 22 сентября 1989 года. На вопрос, отчего он умер, зять Берлина сказал: «Ни от чего. Ему был 101 год, он просто уснул». На похоронах композитора Джордж Буш-старший назвал его «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать пониманию истории нашего народа».
Оригинальную версию "Puttin' On the Ritz" можно услышать и в исполнении Робби Уильямса.