Вместе с Италией, Венгрией, Финляндией и Румынией фюрер планировал заполучить нового союзника — Афганистан. И только благодаря действиям советской разведки ничего не вышло. Большинство документов об этом всё ещё засекречены.
Читать дальше
Давно уже не новость, что в 1942 году к войне Германии против СССР планировали примкнуть Япония и Турция. Однако тот факт, что союзником Третьего рейха собирался стать и… Афганистан, дабы внезапно нанести удар по советской Средней Азии, известен гораздо меньше.
А между тем 25 тысяч басмачей с германским оружием должны были вторгнуться в советскую Туркмению и Узбекистан, а в Кабуле немцы подготовили государственный переворот.
Целью путча было смещение короля Захир-шаха и возвращение на трон бывшего монарха Амануллы, обещавшего сделать Афганистан военным союзником Третьего рейха.
Планы Берлина, в создании которых участвовали сотни немецких агентов и были задействованы огромные финансовые средства, сорвала крохотная советская резидентура в Кабуле: под руководством офицера НКВД Михаила Аллахвердова работало лишь пять человек…
Молитвы за победу Рейха
Немцы давно чувствовали себя в Афганистане как дома. Разведкой Третьего рейха — Абвером — были завербованы министр обороны Шах Махмуд-хан (а также другие министры правительства), глава генштаба Мустафа-хан, командиры войсковых подразделений, приближённые короля Захир-шаха.
Афганский премьер Хашим-хан 25 июня 1941 года открыто заявил — “СССР в ходе конфликта с Германией ослабнет и распадётся. Надо подготовить афганцев к войне с ним”. Всего в королевстве насчитывалось 300 немецких специалистов, пронизавших властные структуры сверху донизу — в том числе военные советники, армейские инструкторы, обучавшие афганскую армию. Даже обычная полиция, и та управлялась немцами.
Граждане Германии имели право носить оружие (остальным иностранцам это запрещали), рейх предоставил Афганистану беспроцентный кредит, посольство нацистов призывало афганцев выступить против “врагов ислама” — СССР и Великобритании.
В общем, дела были плохи: удар Афганистана в “советское подбрюшье” считался делом решённым. Короля немцы задумали убрать (он, хотя и велел молиться в мечетях за победу рейха, но в войну не вступал), высадив в Кабуле 4 000 десантников, и произведя “народную революцию”. Затем из Рима собирались привезти свергнутого в 1929 году падишаха Амануллу, обязавшегося объявить “джихад” русским и англичанам.
Как Афганистан должен был вступить во Вторую Мировую
План нацистов по вовлечению Афганистана во Вторую мировую войну получил именно такое название — “Аманулла”. Подкреплённая немецким оружием и деньгами, конница басмачей намеревалась захватить советскую Бухару, а пуштунские племена в британской Индии — поднять восстание против англичан.
Задача выхода к границе Индии возлагалась на так называемое «соединение F» — моторизованный корпус под командованием генерала Фельми, который формировался в Греции и специально оснащался для действий в субтропических и тропических условиях. Был также установлен срок операции в Афганистане — сентябрь 1941 года.
Этим людям доверялась особая миссия: в первые же часы переворота напасть на советское посольство в Кабуле под видом “разгневанных афганцев” и уничтожить дипломатический персонал.
Трупы наших граждан (предварительно изуродовав) предполагалось повесить на деревьях: Советский Союз явно не выдержит подобной наглости и первый объявит войну Афганистану — а дальше уже дело техники. Аналогично собирались поступить и с посольством Великобритании. Операцию курировал обер-лейтенант абвера Дитрих Витцель.
Доллары и фунты Рахмат-хана
Советская разведка в донесениях в Москву называла немецкую агентуру кодовым словом “мародёры”. Пять разведчиков под руководством майора Аллахвердова (псевдоним — “Заман”) в Кабуле завербовали 15 агентов — семь афганских таджиков и узбеков (пуштунские племена считались прогерманскими), двух индийцев, двух поляков, француза, гражданина Швейцарии и двоих русских.
Главным агентом сети Аллахвердова с сентября 1941 года являлся Бхагат Рама Тальвар, уроженец индийского города Лахор, получивший кличку “Ром” — он работал не за страх, а за совесть, поскольку являлся убеждённым коммунистом.
Этот человек без мыла пролезал везде — и к пуштунам, и в правительственные круги, и к высшим офицерам Афганистана, добывая ценную информацию. Ранее “Ром” для вида согласился работать на Абвер, став агентом под псевдонимом “Рахмат-хан”.
Несмотря на неподготовленность таких воинов к современной войне, пуштуны могли
здорово насолить Союзникам, отвлекая на себя значительные силы англичан.
Тот поблагодарил, но уклонился от получения награды: сказав Аллахвердову — ему как коммунисту противно прикасаться к гитлеровской подачке. Деньги, уплаченные немцами, “Ром” всегда сдавал нашему посольству, и просил перечислять в Фонд обороны СССР.
“Деза” в обмен на валюту
Немцы приказали “Рахмат-хану” подготовить диверсионные группы в крупных городах Индии: агентов следовало обучить работе с взрывчаткой, и затем уничтожить ряд фабрик. В апреле 1942 года (после “благословения” Сталина) эти сведения передали английской разведке.
НКВД через “Рома” рассказывал Абверу откровенные сказки — дескать, “Рахмат-хан” уже создал в Индии новую подпольную организацию, и вот-вот начнётся бунт. Получается, Абвер поставлял советской резидентуре в Кабуле валюту, техническое оборудование и имена своих агентов, а взамен получал “дезу”, действуя под полным нашим контролем.
На СССР работала и агент “Марьям” — жена афганского министра, распространявшая в афганском правительстве просоветские настроения. Совместными усилиями “Ром” и “Марьям” убедили немцев перенести дату переворота и атаку басмачей на весну 1943 года, когда на горных переходах растает снег.
Но после поражения вермахта в Сталинграде даже самые пронацистские чиновники-афганцы сообразили: ввязываться в войну с СССР не стоит. И тут Аллахвердов пошёл ва-банк — путём шантажа он попытался завербовать… главу резидентуры Абвера в Афганистане, атташе посольства Третьего рейха, штурмбаннфюрера Карла Расмуса. Шокированному нацисту показали документы — все его блестящие отчёты в Берлин об успехах германских агентов в Кабуле на деле созданы… советской разведкой.
Война с целой армией
Расмус впал в глубочайшую депрессию. Он обещал подумать, но через два дня бесследно исчез: скорее всего, бежал из Афганистана. Без куратора сеть нацистских агентов в королевстве начала разваливаться. Михаил Аллахвердов раскрыл окружению короля Афганистана план немецкого переворота с заменой монарха на троне, а посольство СССР потребовало от афганцев запретить активность басмаческих отрядов.
Вскоре практически всех резидентов Абвера “оптом” выслали из Кабула. Афганская полиция провела аресты лидеров басмачей: в дальнейшем местные политики вели себя тихо-тихо, и ни о каком “джихаде” уже не заикались.
А 25 августа 1941-го началась операция «Согласие», в ходе которой британские и советские войска вошли в Иран, не допустив участия страны в войне на стороне Третьего рейха. Операция завершилась довольно быстро: за две с небольшим недели основные центры Ирана были заняты частями союзников.
Это охладило пыл афганского руководства. В Кабуле поняли, что сопротивляться такой силе Афганистан не в состоянии. Еще в августе 1941 года руководитель Афганистана заявил о нейтралитете его страны. В октябре афганский МИД заявил, что примет советско-британские требования, а немецкие и итальянские специалисты будут высланы из страны.
Аллахвердов получил звание полковника НКВД, вернулся в Советский Союз и в 1945-м был переведён в Швейцарию, через десять лет вышел в отставку. Он умер в 1968 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Генерал Аллахвердов - заместитель начальника Высшей
разведывательной школы КГБ СССР по учебной и научной части
Сейчас, спустя много лет, появляются предположения — возможно, агент “Ром”, он же “Рахмат-хан”, якобы пошёл на сотрудничество с СССР по приказу английской разведки. Так это или нет — в принципе неважно. Ведь, по сути, пять человек советской резидентуры в Кабуле боролись с целой армией нацистов. И главное — они её победили.
Георгий Зотов
ТАКЖЕ:
Как громили басмачество в 1929 году
Афганская эпопея Виталия Примакова