«Атака Титанов» — японская постапокалиптическая манга, созданная Хадзимэ Исаямой. Она выпускалась с октября 2009 года по апрель 2021 года. Если же говорить о популярности аниме, нельзя не упомянуть, что в 2021 году первая часть финального сезона аниме «Атака Титанов» побила мировой рекорд Гиннеса как «самое востребованное аниме–телешоу».
Но это не просто история про борьбу с вымышленными монстрами. «Атака Титанов» — многогранное произведение, которое содержит в себе огромное количество слоев, отсылок на реальные исторические события. Да и в целом в каком-то смысле отходит от привычной нам сёнэн манги. Сегодня мы решили разобрать одну из самых тяжелых тем, которая поднимается в истории. Советуем вам включить опенинг для большей атмосферы.
Читать дальше
Немного теории
Начнем с объяснения понятий. И первое, о чем стоит поговорить — что такое нация. Если говорить простыми словами, то в политическом смысле нация определяется как совокупность граждан конкретного государства, а в культурном значении его могут приравнять к термину «народ». Если попытаться копать глубже, то существует множество определений, но большинство исследователей данного явления сходятся на том, что нация, в первую очередь, не реальное, а придуманное сообщество. В частности, политолог Бенедикт Андерсон говорил о ней так: «Нация — это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное».
Следующее важное понятие — национализм. Оба этих термина неотделимы друг от друга: где есть нация, будет национализм и наоборот. В первую очередь стоит сказать, что национализм не подразумевает превосходство одной нации над другой. Национализм — это общественное движение, настроение или запрос на появление такого физического и духовного пространства, в котором будет возможна реализация чувства общности и солидарности на основе общей культуры, истории, религии. Социолог Иммануэль Валлерстайн писал, что «национализм, возможно, является основной статусной идентичностью, поддерживающей современную миросистему». Если немного упрощать его слова, то можно говорить о том, что это явление, которое необходимо людям для самоидентификации и нахождения своего места в современном мире.
Историческая справка: национализм в Японии
Давайте немного погрузимся в историю и перенесемся на несколько столетий назад. Япония начала чувствовать себя целостным государством относительно недавно (по меркам истории). А именно с момента возвращения власти императору и возрождении Японской империи в 1867 году. С 1603 года в стране властвовал сёгунат (или военное правительство), а император выполнял скорее декоративные функции: юридически он оставался правителем страны, а фактически его полномочия сводились к проведению буддийских и синтоистских церемоний.
Японский национализм – это особый идеологический конструкт, давно созданный правящими элитами с целью удовлетворения внутренних и внешних потребностей нации, ее специфических интересов.
Под японским национализмом понимают:
- этнический или так называемый культурный национализм, который обосновывает уникальность японского этноса;
- политический национализм, определяющий японцев как политическую нацию и обосновывающий ее право на существование;
- государственный национализм или этатизм, который легитимизирует существование японского государства и рассматривает последнее как совершенную форму организации японской политической нации.
Японский национализм приобрел особое значение в 20 веке и был частью идеологии, узаконившей политику японской экспансии. Это представляло собой распространение господства, политического и экономического влияния одного государства (то есть Японии) на другие страны, в частности Корею и Китай.
Особенности государственного национализма в Японии
Японские ученые никогда не разрабатывали собственной теории национализма, поскольку в этом для них не было необходимости. В японском языке даже нет такого понятия. Оно обозначается иероглифами «народность», а националистов называют «народниками». Несмотря на это, японский национализм имеет ряд особенностей, о которых мы поговорим ниже.
Государственный национализм в Японии всегда работал на мобилизацию нации для борьбы с внешней угрозой. Япония относительно поздно (в конце 19 века после революции Мэйдзи) приступила к военному соперничеству с другими великими державами за сферы влияния в регионе. Это требовало от государства и нации невиданных усилий по объединению против внешнего врага. Все сословные группы населения: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё), говорили на одном и том же японском языке, имели одну и ту же религию, то есть политически японская нация полностью соответствовала понятию японского государства–нации. Внутри государственных границ японцы воспринимали себя как единую общность, у граждан росло понимание своей ответственности и чувство долга перед государством.
Японский национализм развивался в истории как авторитарный и императорский. Обе эти формы достаточно радикальны и требуют от граждан полного подчинения интересам нации. Стоит вспомнить на чьей стороне была Япония во время Второй мировой войны и вы поймете какой именно национализм был в этой стране.
Государственный национализм в Японии представляет собой особое соотношение национального и интернационального в массовом сознании японцев. С одной стороны, японская нация традиционно существовала в условиях страха перед внешними вызовами, что находило свое выражение в особом — «оборонительном» национализме и защитном патриотизме. С другой стороны, японский национализм выделялся по сравнению с другими странами существованием государствообразующей роли императора и его мифической легитимности, а также религиозно-мистической основой. Все японцы считались порождением божественных духов природы — ками, все же остальные народы, согласно мифу, образовались позднее.
Исключительность Японии, её предназначение править миром были оформлены в концепции, которая сама стала синонимом японского национализма — «Дух Ямато». Ямато — это название древней провинции, место жительства ранних императоров, которое в переносном смысле использовалось для всей страны. Японские националисты пропагандировали Яматодамасии — «храбрый, смелый и неукротимый дух Японского народа». Территориальная экспансия оправдывалась цитатой из Нихон—сёки (второе название — Нихонги), древнейшего письменного памятника Японии, с подробным повествованием о жизни страны: «Восемь углов мира под одной крышей».
Наконец, важная особенность японского государственного национализма заключается в его комплексном и динамичном характере. Другими словами, японский государственный национализм после холодной войны — это государственная идеология, крайне востребованная властью и обществом для выживания нации в 21 веке. Японские власти с позитивом «рассказывают» обществу про уникальность нации, ее огромный созидательный потенциал, а также про необходимость ее сохранения и совершенствования.
В конечном итоге Япония одна из немногих стран, где национализм играет огромную роль и положительно воспринимается обществом, за счет идеи о том, что он неотделим от существования японской нации как таковой. А благодаря той власти, которой обладают правящие элиты над сознанием людей, они всегда могут скорректировать направление национальной идеологии.
А теперь поговорим об «Атаке Титанов»
«Атака Титанов» по праву считается одним из самых известных японских произведений, которое смотрят и читаю по всему миру. Его можно изучать очень долго и с разных сторон, но мы решили рассмотреть его с точки зрения переосмысления националистического дискурса Японии. И да, для нас больший интерес представляет именно манга (так как аниме все еще имеет статус онгоинг).
Для тех, кто не знаком с сюжетом, предлагаем немного погрузится в мир титанов: сто лет назад от начала событий в манге в мире внезапно появились огромные человекоподобные существа, которых прозвали Титаны. Они не обладают разумом (большая часть) и живут только на одном инстинкте — пожирание людей. Те кто смог выжить образовали свое государство и спрятались за массивными стенами. Это отправная точка сюжета, который со временем преобразуется в совершенно новую историю и раскрывает нам все тайны мира Титанов.
А теперь мы перенесемся немного вперед, опустив все детали, которые привели нас к разбираемым событиям (если вам интересно, то прочитайте мангу; и да, нам не платят за рекламу — прим. авторов). Люди, живущие в стенах — представители народа Имир (или эльдийцы). Их прародительница получила силу титанов от неизвестного существа 2000 лет назад. Используя ее, эльдийцы на протяжении двух тысячелетий были мировым гегемоном, порабощали другие народы и размножались.
Однажды правитель Эльдии решил, что нужно прекратить мировое господство титанов. Вместо этого он перенес столицу на далекий остров Парадиз, где укрыл часть своего народа за стенами и стёр им память о жизни за их пределами. Весь остальной мир желает отомстить эльдийцам за тысячи лет господства, а также ненавидит их за возможность обладать силой титанов.
Потомки Имир существуют не только на острове Парадиз, но и в других государствах. Там они живут в специальной зоне, отделенной от основного города стеной, носят специальные повязки, которые отличают их от других людей. Им запрещено покидать ограниченную территорию, но если же они получают такую возможность, то подвергаются травле от обычных граждан. С самого раннего детства эльдийцев обучают ненавидеть своих предков и тех, кто живет на острове. Первых — за ужасные грехи, совершенные по отношению к другим народам, вторых — за то, что они бросили своих собратьев и сбежали.
Когда жители острова Парадиз узнают об отношении к ним остальной части мира, среди населения вспыхивает ответная ненависть по отношению ко всем людям, кто не жил за стенами. Народ острова считает, что для того, чтобы выжить, им нужно вступить в разрушительную войну с другими народами. Манга завершается тем, что главный герой совершает геноцид, используя силу титанов, и уничтожает 80% населения мира. В живых остаются только обитатели острова Парадиз и некоторые люди из внешнего мира, которым удалось убежать. Сила титанов исчезла и, казалось бы, это должен быть счастливый конец, но нет. Автор манги выпустил после завершения дополнительные 8 страниц, в которых показан современный Парадиз. Он участвует в новой войне, в ходе которой полностью разрушается.
В данном произведении явно прослеживается идея того, что войны не заканчиваются никогда. Корень проблемы — ненависть разных народов по отношению друг к другу, которая, на самом деле, не имеет рационального обоснования. Парадиз подвергся уничтожению даже после долгих лет существования без силы титанов. Нам не объясняют почему так случилось, но это и не важно. Исаяма концентрирует свое внимание именно на том, что причина, которую власть преподносит в качестве легитимизации военных действий, на самом деле бессмысленна.
Большое внимание в манге уделяется демонстрации того, как конструируется националистический дискурс. Марлия — основной политический противник Парадиза, так как больше всех пострадала во времена господства титанов. Правящая элита пропагандирует среди своих граждан (марли) величие их народа: правительство утверждает, что до появления титанов, страна была великой империей, но два тысячелетия они провели под гнетом титанов, которые не раз прибегали к практически полному уничтожению марлийского народа, грабили их города и села, убивали мужчин, детей и стариков, насиловали женщин, чтобы продолжать свой род. Эльдия демонизируется в истории Марлии.
С другой стороны, автор демонстрирует нам террористическую организацию «Реставраторы Эльдии» — это группа эльдийцев, которая хочет устроить революцию и восстановить великую Эльдийскую империю. Они находят старые запрещенные документы, в которых изображена прародительница Имир, поднимающая целину и строящая дороги. Из этого документа они делают вывод, что их предки были справедливыми, добрыми и великими, а рассказы про геноциды и разорения — это ложь, придуманная правительством Марлии.
Исаяма делает акцент на том, что Реставраторы даже не переводят текст до конца, а опираются в своих суждениях лишь на картинки. Таким образом, зритель не знает достоверно, как выглядел мир при господстве Эльдии, потому что, очевидно, обе стороны «изобретают» свои истории. Как пишет Миллер, для создания национальной идентичности нужно воссоздать (и во многом «сочинить») историю народа, полную героических побед и подвигов. Нация должна казаться ее представителям древней и великой. То же делают и марлийцы, и Реставраторы.
Марлийцы культивируют в своих жителях ненависть по отношению к эльдийцам в том числе потому что те владеют силой Титанов. Правительство убеждает своих граждан в том, что эльдийцы — не люди, их истинная форма — титаническая. Пропаганда осуждает данную силу как чудовищную, приносящую страдания. Но при этом, иронично, что сами марлийцы не брезгуют использовать ее в войнах против других стран. Иначе зачем бы им держать таких противных потомков народа Имир в своих концлагерях.
Автор также во многом романтизирует донационалистические времена. Парадиз в начале манги, несмотря на то, что его жители заперты в стенах, представляет собой в определенной степени «рай». Не существует таких понятий как «страна» и «нация», никто не живет в голоде, люди сплочены против одного общего врага — Титанов. В отличие от своих соседей, не развиты индустриально. У них нет как таковой экономики, а все технические изобретения создаются исключительно для борьбы с внешним врагом, что явно намекает нам на Японию времен правления сёгуна.
И, конечно, мы явно видим в этом произведении отсылки на Вторую Мировую Войну: концлагеря, повязки на руках эльдийцев, попытки устроить геноцид… Большинство стран вне Парадиза являются милитаризированными державами, которые ведут войны между собой. Их уровень индустриального развития в том числе напоминает начало 20 века.
Хадзимэ Исаяма признавался в интервью, что при создании военной державы Марлии вдохновлялся образами нацистской Германии. Некоторые считают, что эльдийцы — это метафора на евреев, но мы все же склонны трактовать это немного по-другому. Не стоит воспринимать Атаку Титанов как точную аллегорию Второй Мировой войны. Все же автору нужно было в первую очередь создать свой собственный логичный мир.
Как и Парадиз, Япония— маленькое островное государство, которое долгое время вело изоляционную политику. До открытия внешнему миру страна сильно отставала от Запада по научно-техническому развитию, что мы видим и в манге: Парадиз находится на пост-феодальном, пред-индустриальном этапе развития, в то время как остальной мир обладает передовыми технологиями и военной мощью двадцатого века.
После того, как Япония открывается внешнему миру, она начинает стремительно догонять по развитию остальные страны. Парадиз поступает так же. За четыре года остров развил свою техническую мощь: ко вступлению в войну против всего мира на Парадизе появляются порт, железная дорога, новейшее оружие, модернизированная армия. Долгое время власть принадлежала военному правительству (вспоминая историю Японии мы можем увидеть явную параллель с существовавшим сёгунатом).
Однако, после усиления националистических настроений, жители острова потребовали передать ее в руки одному человеку — главному герою, Эрену Йегеру, который впоследствии и совершил геноцид.
Мы получаем историю, в которой переосмысляется влияние на людей разрушительных и иррациональных идей, передвигающихся правящими элитами. Многие герои–эльдийцы стремятся избежать войны, «доказав миру, что они хорошие». Но это просто бессмысленно: если поезд ненависти уже запущен, никто не сможет его остановить. И это происходит не потому, что кто-то плохой или хороший, а потому что очень сложно бороться с подавляющим большинством и пытаться образумить тех, кто потерялся в стремлении что-то кому-то доказать.
Помещая своих героев в мир, в котором царит насилие, Исаяма старается донести мысль о том, что жестокость порождает жестокость, даже если она используется для того, чтобы защитить свое собственное государство и свой народ. А люди попадают в круговорот насилия, из которого почти невозможно выбраться.
Авторы текста: Казунина Дарья, Клюсова Полина
ПО ТЕМЕ: Фанаты аниме сравнили «Атаку титанов» с военной операцией на Украине. В россиянах увидели элдийцев.