Как Мартин Скорсезе, Джордж Лукас и Дэвид Финчер превратили клипы Майкла Джексона в шедевры киноискусства
65 лет назад родился Майкл Джексон. Человек, изменивший наши представления о сценических движениях, поп-музыке в частности и поп-культуре в целом. Да, личностью он был неоднозначной. Во многом провокационной. Давайте лучше вспомним творческие достижения Джексона, которыми он отметился помимо бессмертных песен. А именно, его феерические клипы, нередко создававшиеся в тандеме с культовыми режиссерами: каждый из них – готовое кино, колоритное, изобретательное и реально захватывающее.
Узнать больше«Thriller» (1983)
Режиссер Джон Лэндис
Шли как-то раз парень с девушкой по лесу. Болтали о чем-то, любезничали, все как полагается. Потом вдруг луна из-за туч выглянула. И у парня тут же клыки выросли, глаза дьявольским пламенем засверкали, шерсть по всему телу заколосилась. В оборотня он, стало быть, превратился. А вслед за этим вообще сущее светопреставление началось, с ходячими мертвецами и пляшущими зомбаками. Все это – клип на хит Thriller с одноименного альбома 1982 года, который не раз признавался чуть ли не величайшим музыкальным видео всех времен и народов.
Джексон хотел заделаться оборотнем, который бы не выглядел слишком уж чудовищным. Поэтому получившееся существо и напоминает скорее злобного котяру, чем волка. Еще Майкл лично вышел на контакт с Лэндисом, хотя в те годы режиссеры игрового кино нечасто занимались музыкальными клипами. В итоге родился четырнадцатиминутный шедевр – с колоссальным бюджетом в районе $1 млн, закадровым голосом легендарного Винсента Прайса, моделью Playboy Олой Рэй, изумительной хореографией (танец зомби однажды повторило 13,5 тыс человек!) и предупреждением самого Майкла, что оккультизм он ни в коей мере не поощряет.
«Captain EO» (1986)
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Могли ли Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас в начале 1970-х подумать о том, что когда-нибудь станут клипмейкерами? Едва ли. Но после того как первый создал прославленную гангстерскую сагу, а второй открыл далекую-далекую Галактику, они объединились для работы над «Капитаном Ио». Космической лентой в любимом Майклом Джексоном формате клипа/игровой короткометражки, персонаж которой, капитан Ио, силой музыки превращает коварную Верховную Госпожу (Анжелика Хьюстон) в приятную цветущую леди. И героически удаляется в закат.
Вообще рука Джорджа тут видна повсюду: и в чудных инопланетных существах, кишмя кишащих в кадре, и в космических полетах, и в обаятельных дроидах. Ну и сама идея, конечно, напрямую отсылает к «Звездным войнам»: стремление свергнуть власть злобной правительницы (читай – победить Империю), напомнив всем и каждому о разумном-добром-вечном. Диву даешься, стоит представить масштабы задумки. И осознать тот факт, что она в целом удалась: странно слышать претензии к сюжетной части «Капитана Ио», будто кто-то ожидал от музыкального клипа-аттракциона драматургии «Крестного отца».
«Bad» (1987)
Режиссер Мартин Скорсезе
Не прошло и года с запуска «Капитана Ио» в Диснейленде штата Калифорния, как Майкл Джексон подготовил новую бомбу. В августе 1987-го вышла его седьмая пластинка Bad, которая возглавила множество чартов и побила всевозможные рекорды продаж. Одним из ярчайших хитов стала одноименная композиция, вдохновленная печальной реальной историей: о парне из гетто, который мечтал о лучшей жизни, но погиб во цвете лет. Какого мастера следует позвать для съемок клипа с бандитами, драгдилерами, разборками и грязным приземленным Нью-Йорком? Правильно, Мартина Скорсезе, только-только закончившего работу над бильярдной драмой «Цвет денег» на пару со сценаристом Ричардом Прайсом.
Bad напомнил, что музыкальные видео могут не только развлекать публику или продвигать записи. Еще они способны рассуждать на важные, социально значимые темы вроде молодежной преступности и произвола на улицах, не переставая при этом поражать воображение хитроумной хореографией и вдохновляться всеми любимой киноклассикой (в данном случае «Вестсайдской историей»). Ну и отрадно, конечно, что погибшему подростку хотя бы на экране подарили надежду на безмятежное будущее.
«Who Is It» (1992)
Режиссер Дэвид Финчер
Куда же без Дэвида Финчера, который до полнометражного дебюта с «Чужим 3» был востребованным клипмейкером и сотрудничал с Игги Попом, Билли Айдолом, Мадонной, Джорджем Майклом, Стингом и прочими небезызвестными товарищами. Хотя и после «Чужого 3» он это благое (а также явно прибыльное) дело не забросил. В число его клиентов записался и Майкл Джексон, который как раз выпустил восьмой студийный альбом Dangerous и намеревался сопроводить одну из композиций видеоклипом.
«They Don’t Care About Us »(1996)
Режиссер Спайк Ли
They Don’t Care About Us с альбома HIStory: Past, Present and Future, Book I – одна из известнейших песен Майкла Джексона, которую многие считают визитной карточкой его творчества. Универсальное высказывание о борьбе с расизмом и ущемлением человеческих прав до сих пор не утратило актуальности, а в момент выхода оно имело такое значение для Джексона, что он решил снять аж два варианта клипа. Отвечал за них Спайк Ли, самый популярный в мире чернокожий режиссер, поднимавший подобные темы и в других картинах (начиная с великой поэмы улиц «Делай как надо»).
В потрясающе ритмичном клипе история как таковая отсутствует. Но посыл считывался моментально и был предельно понятен, что и позволило They Don’t Care About Us набрать миллиард просмотров на YouTube (среди роликов Джексона больше только у Billie Jean – 1,4 млрд). Певец, правда, остался не слишком доволен результатом: по его мнению, послание вышло недостаточно четким. Поэтому они со Спайком записали еще одну версию в тюрьме Квинса, где Джексон поет и танцует в окружении заключенных, а художественные кадры перебиваются документальными вставками с полицейским насилием, падающими бомбами и членами Ку-клукс-клана. Шок-контент как он есть. [#.]