Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
В 2016-ом российские «силовики» могут отметить 116-ую годовщину начала противоборства с не самым заметным, но достаточно настойчивым и «стабильным» своим оппонентом – Королевской канадской конной полицией. В далеком 1900-ом году, когда российские офицеры массово отправлялись волонтерами защищать независимость Бурских республик в Южной Африке, со стороны Великобритании воевать на Черный континент отправились, взяв неоплачиваемый отпуск, канадские конные полицейские, вошедшие в состав второго батальона Канадских конных стрелков и полка Конницы лорда Страткона.
Именно за заслуги на полях сражений Англо-бурской войны, король Эдуард VII пожаловал Северо-западной конной полиции титул «Королевская», «перекочевавший» в ее название после переименования в КККП.
Дальше А в 1918 – 1919 годах, конные полицейские воевали с русскими уже непосредственно на территории России – с красноармейцами в Сибири. «Бок о бок» наши военные действовали с КККП только в годы ІІ мировой войны, когда «конные полицейские» сражались с гитлеровцами в рядах канадских войск.
А как в годы Холодной войны, так и после развала Советского Союза, отношения между отечественными спецслужбами и КККП были более чем прохладными, и, как показывает опыт последних лет, теплеть они не собираются…
Что же такое Королевская канадская конная полиция? Почему она носит столь оригинальное название? И как у нее сложились «натянутые» отношения с российскими спецслужбами?
КККП – федеральная полиция Канады и, одновременно, провинциальная полиция в большинстве субъектов канадской федерации. Среди специальных и полицейских служб евроатлантических стран ее структура выделяется тем, что объединяет, как в свое время КГБ СССР, а вернее даже НКВД, практически все подразделения, отвечающие за государственную и общественную безопасность в стране.
«Конные полицейские» занимаются расследованием федеральных преступлений и контрразведкой, борются с терроризмом, охраняют общественный порядок, занимаются регулированием дорожного движения, участвуют в охране государственной границы и таможенном контроле, защищают дипломатов и высших должностных лиц Канады, ведут учет огнестрельного оружия. Кроме того, на базе КККП работает канадское бюро Интерпола, а ее служащие активно участвуют в международных миротворческих миссиях под эгидой ООН.
Слово «конная» в названии и стильный красный парадный мундир, известный по голливудским фильмам, – дань традиции и «пиар». На самом деле, КККП – современная, прекрасно подготовленная и технически оснащенная спецслужба, надежный союзник и партнер американского Центрального разведывательного управления.
А для того, чтобы узнать, откуда взялось оригинальное название и почему у канадских контрразведчиков традиционно натянутые отношения с российской стороной, нужно заглянуть в историю…
Конный канадский «аналог» советского КГБВ 1873 году премьер-министром Канады Д.А.Макдональдом была основана Северо-западная конная полиция – полувоенное формирование. Перед молодым подразделением были поставлены задачи по освоению тогда еще слабо изученных просторов западной Канады («Северо-западные территории»), установлению отношений с индейскими племенами и охране тогда еще не делимитированной границы с США.
Уважая английские армейские традиции того времени, а, также, чтобы отличать канадцев от американской кавалерии, одетой в синюю униформу, Макдональд приказал ввести для СЗКП ярко-красные мундиры. СЗКП была разделена на полки. В 1874 году первый отряд СЗКП под командованием полковника Френча приступил к исполнению своих обязанностей в Форт-Дафферин в Манитобе. «Конные полицейские» сразу установили хорошие отношения с вождями крупнейших индейских племен.
Так, в 1870-ые под защиту СЗКП уходили сиу-дакота, которых поголовно уничтожала армия США. В 1876 году под защиту канадцев ушел и заключил договор с правительством лидер индейского сопротивления в США вождь сиу Татанка Йотанка (Сидящий Бык), который в последствии даже подружился с офицерами СЗКП.
В 1880-е конная полиция боролась с восставшими франко-индейскими метисами, племенами ред-ривер и кри. В 1885 году повстанцам было нанесено поражение, а их лидер Луи Рийель был осужден трибуналом и повешен.
С 1898 года СЗКП была привлечена к поддержанию общественного порядка на Клондайке во время «золотой лихорадки». Этот период принес СЗКП всемирную известность. Деятельность конной полиции на Клондайке была освещена в прекрасных романах Лондона и Кервуда, оценить профессионализм парней «в красных мундирах и медвежьих шубах» смогли золотоискатели со всего мира.
Разработанное СЗКП требование о допуске на Клондайк только тех золотоискателей, которые везут с собой не менее тонны продуктов и других необходимых вещей, помогло избежать смертей от голода и холода тысячам старателей. А отсеивание «нежелательных лиц» (в частности, с криминальным прошлым) на перевалах и на пассажирских судах стало одной из первых в мире систем специальной проверки и «фейс-контроля».
Начиная с момента создания и заканчивая первым десятилетием ХХ века, СЗКП активно боролась с торговцами дешевым алкоголем, которые за пару стопок некачественного виски выменивали у индейцев и охотников-трапперов ценнейшие меха, спаивая целые племена и населенные пункты. Тяжелые времена требовали волевых решений. Спиртное разливалось по степи, скот, на котором оно перевозилось, конфисковался, а самим торговцам запрещался въезд в Канаду. Эти события прекрасно описаны в книгах американского романиста Д.В.Шульца.
В 1903 – 1912 годах правительство существенно расширило зоны юрисдикции СЗКП. В 1920 году произошло объединение СЗКП с Полицией Доминиона, действующей на востоке Канады в Королевскую канадскую конную полицию. Благодаря многочисленным заслугам, как на военном, так и на полицейском поприще, слияние произошло именно на базе СЗКП, фактически сохранившей форму, традиции и структуру. КККП получила объединенные функции федеральной и местной (кроме Квебека и Онтарио, где были свои правоохранительные подразделения) полиции.
В 1920 – 1930-е годы функции КККП были еще больше расширены на счет борьбы с наркоторговлей, контрабандой, нелегальной миграцией, охраной государственной границы и морского побережья. В 1930-е под лозунгами борьбы с коммунизмом в КККП создаются контрразведывательные, антитеррористические подразделения и политический сыск. В 1939 году они были объединены в Службу безопасности КККП.
В 1910 – 1930-е КСЗКП и КККП использовалась для борьбы с левыми и рабочими движениями на «всех фронтах»: начиная с интервенции в Советскую Россию и заканчивая разгонами и расстрелами забастовок и мирных демонстраций в Виннипеге (1919), Эстеване (1931), Реджайне (1935).
В ХХ веке обстроились и ранее бывшие дружественными отношения КККП с индейцами. Конная полиция стала выслеживать в лесах независимые индейские племена, убивать их вождей, загонять индейцев в резервации, уничтожать племенное самоуправление, делать все для ассимиляции коренных американцев с обычной канадской беднотой. Эти события прекрасно описаны в автобиографических книгах польско-канадского писателя Сат-Ок.
В годы ІІ мировой войны сотрудники КККП в качестве военной полиции при канадском контингенте воевали с нацистами в Европе. На них же была возложена функции по «фильтрации» иностранцев в Канаде, выявлению немецких, итальянских, японских шпионов.
Послевоенные годы прошли в КККП под лозунгом борьбы с СССР и коммунизмом. В 1945 году в КККП праздновали серьезную победу. Именно на счету канадских контрразведчиков - первая в «западном блоке» вербовка сотрудника ГРУ Генштаба СССР – шифровальщика резидентуры старшего лейтенанта Игоря Гузенко, убежавшего в Канаду после получении информации об откомандировании из Оттавы в СССР. С собой предатель захватил целый ряд секретных документов, с которыми КККП и британская разведка поспешили ознакомить сотрудников ГЦР – предшественника ЦРУ.
В 1950-е КККП прославилась охотой на госслужащих-гомосексуалистов, которых считали уязвимыми для советских вербовок и массово увольняли. В 1960-1970-е КККП совместно с армейскими воздушно-десантными подразделениями боролась с выступлениями квебекских сепаратистов, преследуя наряду с представителями террористических организаций, членов легальных квебекских партий, выступающих за решения проблемы автономии провинции мирным путем. В связи с этим в 1984 году вместо Службы безопасности КККП была создана автономная Канадская служба безопасности («Канадская служба разведки и безопасности»).
Тем не менее, на практике КККП продолжила активную контрразведывательную и антитеррористическую деятельность (в 2009 году в составе КККП было официально создано подразделение «по надзору за маргинальными элементами и анархистами», фактически выполняющее функции политической контрразведки, как в свое время Пятое управление КГБ СССР).
В 1960-1970-е годы с молчаливого согласия (а возможно и содействия) КККП был допущен целый ряд провокаций (поджогов зданий, избиения дипломатов) против СССР представителями украинских и еврейских националистических организаций.
В 1972 году по подозрению в сотрудничестве с советскими спецслужбами был уволен начальник «советского» отдела контрразведки КККП Джим Беннет. В последствии его сотрудничество с КГБ доказать не удалось. И в 1975 году ему были принесены извинения.
1970-е – 1980-е ознаменовались также и одним из самых знаменательных провалов в истории канадской контрразведки, когда под видом предателя КГБ СССР вывел на КККП офицера Первого главного управления (разведки) Анатолия Максимова, на протяжении нескольких лет дезинформировавшего канадцев и их американских союзников и собравшего данные для масштабных дипломатических демаршей, принесших СССР очень существенные политических и экономические дивиденды на международных переговорах.
В частности, через Максимова КГБ получило такую ценнейшую информацию, как сведения о взаимодействии КККП с канадским МИДом…
За этот провал ряд высших руководителей КККП поплатился своими должностями.
В 1987 году между СССР и Канадой произошел дипломатический скандал, закончившийся массовой высылкой сотрудников посольств.
Конный канадский «аналог» советского КГБСкандалы по инициативе канадских спецслужб имели место также в 1996 и 2002 годах, когда ряд лиц (как канадские, так и российские граждане) обвинялся в шпионаже в пользу России.
В 1990 – 2000-е КККП сделала упор на информационную безопасность, борьбу с кибер-преступностью, виртуальным пиратством (за которое по инициативе канадских правоохранителей можно «схлопотать» до 10 лет тюрьмы) и контроль за деятельностью дипломатов и силовиков своих бывших союзников по «западному блоку» - в частности, США и Израиля, в связи с подозрениями в промышленном и компьютерном шпионаже.
Очередное обострение отношений между Россией и Канадой началось в 2011 году. Канадские СМИ заявили о выявлении целой агентурной сети, работающей на российскую разведку. А прямо на рождественских праздниках КККП задержала 40-летнего лейтенанта канадского ВМФ Джефри Полла Дилайла, который обвиняется в работе на российские спецслужбы в 2007 – 2011 годах – в частности в передаче российским разведчикам информации о совместной деятельности ВМФ Канады и ее партнеров по блоку НАТО.
В контексте произошедшего канадские СМИ вылили достаточно много грязи на премьер-министра России Владимира Путина, связывая активизацию СВР с «кгбистским прошлым» руководителя правительства. На самом деле невооруженным глазом видно, что за информационными всплесками канадской стороны и «сенсационными» разоблачениями, проведенными «конной полицией» стоит недовольство арктическими исследованиями России и ее претензиями на шельф Северного Ледовитого океана. Учитывая тот факт, что РФ от своих экономических и политических требований в этом регионе отказываться не собирается, мы можем прогнозировать рост напряженности и неоднократные «столкновения» КККП со своими российскими «визави» в ближайшем будущем.
Не следует забывать и о сугубо антикриминальной деятельности КККП. Расследование особо тяжких преступлений, начиная с 1920-х годов, являлось важной составляющих ее деятельности, которая, на зависть муниципальной полиции Канады, щедро оплачивается из федерального бюджета. В то же самое время из-за отсутствия должного взаимодействия с местной полицией, склонности «летать в облаках» и характерного для стран Запада гуманизма к уголовным преступникам, КККП иногда допускает весьма болезненные промахи.
Так, около года КККП в Ванкувере, имея первичную информацию, «не замечала» у себя под носом одного из самых кровавых маньяков нового тысячелетия – Пинктона, на совести которого по оценкам экспертов около 50 изнасилованных и убитых женщин. Правда, когда «след убийцы был взят» криминалисты из КККП провели при обследовании его фермы и установлении возможных жертв одну из самых масштабных в мире за последние годы полицейских операций. Затраты на нее и на другие мероприятия по обличению Пинктона составили, по некоторым данным, около 70 миллионов долларов.
В 2002 – 2010 годах в канадскую прессу просочилась информация о ряде нарушений со стороны сотрудников КККП – преимущественно речь шла об избиении подозреваемых, нахождении за рулем в состоянии алкогольного опьянения, фальсификации улик и сексе в общественных местах. С одной стороны эти «шалости» выглядят невинно по сравнению с проделками отдельных сотрудников правоохранительных органов других стран – к примеру, России или США, но обращает внимание тот факт, что КККП старалась при наказании виновных ограничиться выговором и штрафом. Виновные «каялись» и продолжали служить, несмотря на огласку. Это говорит о том, что корпоративизм в КККП – на высоте.
Сегодня Королевская канадская конная полиция – элитное место службы. Она является не только полицейским, но и военным подразделение – получив в свое время статус драгунского полка и боевое знамя. КККП совместно с королевской лейб-гвардией даже участвовала в 1937 году в коронации короля Великобритании Георга V.
Согласно информации из открытых источников, ежегодно в КККП подается 12 тысяч заявлений от желающих поступить на службу, но фактически принимается не более 600, то есть - только каждый двадцатый. Таким образом, престижность и хорошие условия работы создают для кадровиков КККП прекрасный выбор, позволяющий отобрать только самых лучших потенциальных сотрудников. Кандидату минимум должно быть 19 лет, он обязан владеть в совершенстве английским или французским языком и уметь водить автомобиль (иметь права).
Минимальное требование по уровню образования – наличие полного среднего. Отбор заключается в проведении тщательного медицинского освидетельствования, психологического тестирования, «специальной» проверки и прохождении полиграфа. Те, кто прошли отбор, на полгода отправляются в Реджайнский образовательный центр, где проходят специальную подготовку – военную, полицейскую и физическую. В частности: строевые занятия, кроссы, тактику, специальную технику, преодоление препятствий, стрельбу, вождение, право, основы общественной и государственной безопасности. Часть курсантов, прошедших предварительный отбор, отсеиваются уже на стадии обучения.
Воинские звания в КККП практически соответствуют воинским званиям британской армии. Для административной, технической и экспертной работы привлекаются гражданские специалисты, не имеющие полномочий офицеров полиции.
Делится КККП на 15 дивизий (руководит командующий), которые в свою очередь разделены между 4 областями. Руководит всей конной полицией комиссар и его восемь помощников.
Парадная форма – ярко-красные мундиры, синие брюки с желтыми лампасами, широкополые шляпы, ремни-патронташи и высокие сапоги – формировалась в конце ХІХ – начале ХХ века – при получении со складов канадской милиции и в ходе англо-бурской войны. Сегодня ее постоянно носят только сотрудники, входящие в подразделение «Карусель» (иногда переводится как «Конный парад») – чего-то вроде почетного караула, задача которого – развлекать зрителей ловкой верховой ездой и популяризовать КККП.
Современная повседневная форма КККП выполнена в серо-черно-синих тонах: рубашка с галстуком, брюки, пиджак, фуражка, пуленепробиваемая куртка (пальто). К форме прилагается также удобный рабочий пояс, в комплект которого входят перцовый газовый баллончик, складная дубинка, наручники, пистолет – как правило «Зиг-Зауэр пэ226/220» или «Эс энд Уэ 5946/3953».
Форму сотрудники носят чаще всего при охране государственной границы, патрулировании, дорожном регулировании или участии в специальных операциях. Оперативно-следственный состав, как и их коллеги во всем мире, на каждый день надевает обычные деловые костюмы.
КККП имеет собственный флот (почти 400 единиц), воздушные силы, прекрасную транспортную службу, оснащенную современными специальными автомобилями.
В ХІХ – начале ХХ века базовым оружием СЗКП были карабины и винтовки (это диктовалось самой спецификой действий в прериях и лесах), в частности, с 1902 года – винтовка системы Росса (Ross) калибра .303., со временем сменившиеся английскими винтовками Ли-Энфильд (Lee-Enfield). Сегодня, учитывая несколько изменившийся характер деятельности КККП, базовым оружием ее сотрудников стали уже названные выше модели пистолетов. Кроме того, располагают они и внушительным арсеналом разного рода спецсредств, включая «травматы», экспериментальные дубинки, новейшие элетрошокеры.
В составе КККП функционирует ряд спецподразделений, в частности антитеррористических (не менее четырех). Но информацию относительно их структуры, вооружения, тактики руководство «конников» широкой общественности не сообщает. Что вообще характерно для канадских силовиков. Так, информация об армейских спецподразделениях Канады, подготовка которых экспертами оценивается очень высоко, тоже фрагментарна и противоречива.
При всех плюсах и минусах КККП в частности, и канадской правоохранительной системы в целом, нужно отдать должное – уровень преступности на протяжении последних 20 – 30 лет в стране кленового листа один из самых низких в мире. Это кажется вообще парадоксальным на фоне того, что у ближайшего соседа и политического партнера – США – есть немало проблем с криминалом. Статистика, правда, указывает на то, что в Канаде медленно, но уверенно растет уровень сексуальных преступлений и убийств с применением огнестрельного оружия.
Но это болезнь всего западного мира, и Канада по этим показателям все равно отстает, как от США, так и от старушки Европы. Учитывая эти факты, мы можем смело делать выводы о том, что Королевская канадская конная полиция справляется со своими заданиями так, что многим другим правоохранительным органам можно у нее поучиться. С другой стороны обществу и правительствам (особенно на постсоветском пространстве) нужно поучиться у канадцев отношению к своим правоохранителям – сытым, обеспеченным и уважаемым людям…
@темы: занимательная История