Гидроавиатранспорт флота его величества "Бен-Май-Шри" 
В 1914 году уже строился крупный гидроавианосец Аpк Ройал I. Поскольку ввод его в строй затягивался, Адмиралтейство решило приобрести несколько мелких коммерческих судов и переоборудовать их в гидроавианосцы. Выбор пал на быстроходные теплоходы, курсировавшие в проливе Ла-Манш между Англией и островом Мэн. В числе 6 кораблей был и "Бен-Май-Шри".
Читать дальше
"Бен-Май-Шри" в ещё гражданском виде. Переоборудование не заняло много времени и 23.03.1915 уже HMS "Бен-Май-Шри" вступил в строй. Перестройка заключалась в установке пары орудий, большого ангара на корме и крана для подъема/спуска гидросамолётов.
В августе 1915 года гидроавианосец "Бен-Май-Шри" прибыл в Эгейское море. На борту находилось два гидросамолета-торпедоносца Шорт-184.
Многоцелевой разведчик-торпедоносец S.184. Сначала они использовались лишь для ведения разведки. 11 августа у северных берегов Мраморного моря был замечен турецкий транспорт. Он и должен был стать жертвой первой в мире воздушной торпедной атаки.
12 августа "Бен-Май-Шри" вошел в восточную оконечность залива Ксерос, и гидросамолет Шорт-184 с подвешенной торпедой был спущен на воду. Командир звена Г.К. Эдмондс после относительно короткого разбега поднял тяжелый самолет в воздух. Машина набрала высоту 800 футов и направилась на север.
«Бен-май-Шри», 1915 год. Эдмондс заметил свою цель — транспорт водоизмещением 5000 тонн — и вышел в атаку. Выключив мотор, пилот сбросил торпеду с расстояния 300 ярдов, скользя над водой на высоте 15 футов. Затем он снова включил мотор и начал подниматься. Эдмондс видел, что атакованное судно накренилось и тонет.
5 дней спустя была проведена еще одна торпедная атака турецких транспортов в Ак-Баши-Лимане, прямо в узостях Галлиполли. В этом налете участвовали 2 гидросамолета. Один из них пилотировал командир звена Эдмондс. Он выполнил свою атаку безукоризненно, и торпедированное судно взорвалось.
Другой самолет, который пилотировал лейтенант звена Дж.Б. Дэкр, из-за неполадок в моторе, возникших во время полета, был вынужден сесть на воду. Заметив вражеский буксир, Дэкр повел свой самолет к нему, скользя по воде. Он сбросил торпеду с близкого расстояния и добился попадания. Затем Дэкр повел самолет назад. Мотор начал набирать мощность, и облегченный гидросамолет сумел взлететь. Он благополучно вернулся на "Бен-Май-Шри". Корабельные самолеты потопили свои первые жертвы.
Капитан гидроавианосца Чарльз Роумни Сэмсон (на переднем плане)
с пилотами Sopwith Camel 2.F1, 31 июля 1918 года. Позднее была проведена еще одна операция. На сей раз гидросамолеты "Бен-Май-Шри" вместе с колесными машинами бомбили железнодорожный мост в Болгарии.
После Дарданелльской операции капитан 2 ранга Сэмсон был назначен командиром "Бен-Май-Шри". Одновременно он командовал «эскадрой авианосцев», состоящей из "Бен-Май-Шри" и более мелких кораблей «Анни» и «Рэйвен II».
Гидроавианосец «Рэйвен II». Оба маленьких гидроавианосца ранее были германскими грузовыми пароходами и могли нести по 4 гидросамолета. Всего на кораблях эскадры базировались 14 гидросамолетов. Трио действовало в Восточном Средиземноморье и в Красном море против турецких войск на Синае, в Аравии и Палестине. Обычно гидроавианосцы прикрывали французские корабли.
Сэмсон командовал доблестным маленьким соединением в ходе нескольких операций. Однако 11 января 1917 года его флагман "Бен-Май-Шри" был потоплен. Корабль стоял на якоре возле острова Кастеллориццо у южного побережья Турции. Внезапно хорошо замаскированная турецкая береговая батарея открыла по нему огонь.
Командир турецкой батареи Мустафа Эртугрул Акер,
которой приписывают потопление "Бен-Май-Шри". Уже четвертый снаряд попал в ангар на корме корабля. Самолеты в ангаре вспыхнули. "Бен-Май-Шри" был буквально засыпан снарядами, запылал от носа до кормы.
"Бен-Май-Шри" (справа) под обстрелом. Экипажу было приказано покинуть корабль после сорока минут бомбардировки. Моряки использовали единственную оставшуюся действующую моторную спасательную шлюпку из трех, установленных на борту. Один офицер и четверо военнослужащих получили ранения, но убит, по счастливому стечению обстоятельств, никто не был Турки продолжали свою бомбардировку в течение пяти часов, пока "Бен-Май-Шри" не завалился на правый борт и затонул на мелководье.
На мели. В тот же день капитан и главный инженер вернулись на корабль, чтобы спасти талисманов корабля -кота и собаку, которые пережили атаку и не были эвакуированы с экипажем.
Останки гидроавиатранспорта оставались на месте гибели до 1920 года, когда он был отбуксирован спасательным судном "Валлетт" в греческий порт Пирей. Корабль, в связи с тем, что не подлежал восстановлению, был пущен на слом в доках Венеции в 1923 году.
"Бен-Май-Шри" во время подъёма в 1920-м году. Общие характеристики:
Длина (м): 114
Ширина (м): 14
Водоизмещение (тонн): 3880
Скорость (узлов): 24,5
Осадка (м): 5,5
Экипаж: 250
Вооружениe:
Орудия: 2 - 3 фунтовые
Орудия :4 -12 фунтовые
Самолеты: 6ТАКЖЕ: Потомки гидрокрейсеров
@темы:
в вихре времён,
КОРАБЛИ