Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Принято считать, что сёдзё-манга (манга для девочек) – это исключительно сентиментальные истории, рассказывающие о романтических переживаниях героини, либо о волшебных приключениях, где обязательно есть место романтике и отношениям. Для большинства читательниц сёдзё-манги важной является возможность ассоциировать себя с главной героиней истории, поэтому в такой манге популярны актуальные для девочек темы взросления, учебы, первой любви и др. Мужские персонажи в сёдзё-манге всегда изображаются подчеркнуто привлекательно, а отношения обычно идеализированы. Для художников сёдзё-манги и классических журналов для девочек («Margaret», «Ribon» и др.), в которых такая манга публикуется, соблюдение вышеописанных канонов отчасти является гарантией привлечения необходимой читательской аудитории и завоевания ее интереса.
МНОГО УМНОГО ТЕКСТАВ последнее время происходит активное смешение сёнэн-манги (манга для мальчиков) с сёдзё-мангой. Результаты этого слияния наблюдаются как в журналах сёдзё-манги, так и в журналах сёнэн-манги. Например, в популярном журнале для мальчиков «Shonen Jump» и его ответвлениях периодически появляются авторы, которые рисуют сёнэн-мангу по канонам, принятым в данном журнале («Дружба, усилия, победа»), но используют при этом элементы сёдзё-манги.
Среди таких элементов: андрогинность, симпатичные мужские персонажи и наделение их качествами, которые больше свойственны персонажам сёдзё-историй, элементы раскадровки из сёдзё-манги и т.д. Несмотря на то, что такие истории привлекают к журналу дополнительную аудиторию в виде девочек и женщин, они принадлежат сёнэн-направлению и изначально рассчитаны на мужскую аудиторию.

Практически до конца 1980-х большинству мужских персонажей в журнале свойственна маскулинность либо комедийный гротескный дизайн. Такие работы, как «Капитан Цубаса» («Captain Tsubasa») Такахаси Ёити и «Святой Сейя» («Saint Seiya») Курумады Масами, популярные в 1980-е, стали одними из первых историй, которые привлекли к «Shonen Jump» внимание женской аудитории благодаря интересным взаимодействиям между персонажами и графикой (в манге «Святой Сейя» некоторые персонажи изображены как «прекрасные юноши» – бисёнэны из сёдзё-манги).
Популярность этих двух серий оказала большое влияние не только на многих художников сёнэн-манги, начавших добавлять в свои истории персонажей, которые были бы симпатичны девушкам-читательницам, но и на любительскую некоммерческую мангу – додзинси, которая часто создается по мотивам популярных манги, аниме и видеоигр.
Хотя первый журнал манги, который официально охарактеризовал себя как «журнал сёнэн-манги для женщин», появился только в 2011 году («Comic Gene»), на рынке уже существовали похожие издания, которые считаются либо сёдзё-журналами («Wings», «Asuka» и др.), либо сёнэн-журналами («GFantasy»). Здесь важна и роль ярмарки любительских комиксов «Комикет» («Comiket»). Многие художники, которые позже стали рисовать так называемую «сёнэн-мангу для женщин» (josei-muke no shōnen manga), начинали как создатели любительских комиксов додзинси по мотивам известной сёнэн-манги и аниме. Свои работы они продавали именно на «Комикете».

Более того, истоки данного направления можно найти уже в конце 1970-х начале 1980-х годов не только в сёнэн-манге, но и в сёдзё. В это время сёдзё-журналы еще не были ограничены одной тематикой публикуемых в них историй, как современные журналы. Так, в одном журнале публиковались и романтические истории, и фэнтези, и бойз лав (BL, истории о романтических отношениях между юношами). Поэтому уже в те годы в журналах для девочек изредка можно было встретить истории с мужскими персонажами в главной роли, с сюжетами, характерными для сёнэн-манги, но при этом выполненные в стилистике сёдзё-манги.
В манге для девушек юноша долгое время не выступал в качестве главного персонажа, так как читательница должна была иметь возможность ассоциировать себя с главной героиней. Манга «Fire!» Мидзуно Хидэко (публиковалась в 1969-1971) – это первая сёдзё-манга, где главным персонажем выступает юноша, а не девушка. В манге рассказана история его музыкальной карьеры и взаимоотношений с окружающими. Также эта работа является первой мангой для девочек, в которой появилась сцена секса и которая граничит с направлением дзёсэй (манга для женщин), так как она первая привлекла к себе внимание старшей аудитории.

В конце 1980-х появляются такие журналы сёдзё-манги как «Asuka» и «Wings», ориентированные на женскую аудиторию, но при этом публикующие в основном мангу, которую впоследствии можно причислить и к сёнэн-манге для женщин.
«Asuka» – это журнал издательства «Kadokawa Shoten», в котором часто публикуются истории в жанрах приключений и фантастики, где романтическая линия отсутствует, либо не является основной в сюжете. В большинстве историй главным действующим лицом является мужской персонаж, а в некоторых историях можно встретить элементы жанра бойз лав.

Журнал «Wings» (издательство «Shinshokan») был основан в 1982 году и изначально публиковал авторов, состоящих в популярной группе художников-любителей и создателей додзинси – «Sakuga group». Однако, после того, как в нем началась публикация авторов из журнала для любителей додзинси «Fanroad», «Wings» постепенно переформировался в журнал сёдзё-манги. Сейчас данный журнал публикует истории в жанрах фэнтези и экшна, иногда – в жанре повседневности. Среди известных авторов журнала: CLAMP («Токио Вавилон» – «Tokyo Babylon», «RG Veda»), Кога Юн («Землянин» – «Earthian»), Ёсинага Фуми («Кондитерская Антик» – «Antique Bakery») и др.

Все эти истории с главными персонажами-юношами во многом мрачные, с долей насилия, не свойственные другим историям в журнале. В 2000-х происходит окончательное отделение данного направления от сёдзё в привычном его понимании. Так, сейчас в «Hana to Yume» публикуются в большинстве своем светлые романтические истории и приключения, в которых почти не встретишь главного персонажа-юношу, как и мрачных тем.

Однако при изучении серий, которые выходят в этом журнале, едва ли их темы и подачу (как визуальную, так и сюжетную) можно отличить от историй в рассмотренных сёдзё-журналах «Asuka» и «Wings»: так, в «GFantasy» выходили/продолжают выходить такие известные работы, как «Владыка скрытого мира» («Nabari no Ou») Каматани Юки, «Темный дворецкий» («Kuroshitsuji») Тобосо Яны, «Гештальт» («Gestalt») Кога Юн и др.
С появлением журнала «Zero Sum» (издательство «Ichijinsha», позже – «Kodanshа»), который уже позиционируется как сёдзё-журнал для женской аудитории, часть художников из «GFantasy» переходит в него. Особенно это касается авторов, которые считались наиболее сильными: Минэкура Кадзуя и Кога Юн. Продолжение серии «Саюки» («Sayuki») Минэкуры начинает выходить уже в сёдзё-журнале, а Кога Юн публикует в нём свой хит «Нелюбимый» («Loveless»). Существовало также и ответвление журнала – «Zero Sum Zōkan Ward», по темам историй и жанрам схожий со своим собратом «Zero Sum».

Две вышеописанные истории стали бестселлерами и получили экранизации в виде аниме-сериалов, породив огромную фанбазу, состоящую преимущественно из девушек. Важно, что период, в который выходит эта манга и ее экранизации, связан с расширением фанбазы за пределами Японии: появляется все больше любительских переводов манги и аниме, перевод в целом происходит быстрее, в отдельных странах окончательно получает широкое распространение быстрый доступ к сети Интернет.
Как следствие – невероятная популярность такой манги, которая печатается в журнале для мальчиков, но привлекает большое внимание женской аудитории, оказывает влияние на рынок современной манги.Рассматривая два вышеописанных журнала «GFantasy» (журнал манги для мальчиков) и «Zero Sum» (журнал манги для девочек), можно сказать, что два эти журнала очень схожи по типу публикуемых в них историй и, несмотря на то, что «GFantasy» считается сёнэн-журналом, большинство манги, которая публикуется в нем, несомненно, также является сёнэн-мангой для женщин.
Под этим влиянием в конце 2000-х на рынке появляется целая линейка конкурирующих изданий от разных издательств: «Avarus» (2007), «ARIA» (2010 год) и «Comic Gene» (2011). Своим появлением они обозначили окончательное закрепление на рынке современной манги направления сёнэн-манги для женщин, которое стало развиваться уже в соответствующих отдельных журналах, а не в сёдзё-журналах, как это было до 2000-х.
Подход редакции к отбору историй в журнале «ARIA» (издательство «Kodansha») во многом напоминает ситуацию с журналом «Asuka»: здесь также, помимо оригинальных историй, публикуются манга-адаптации аниме-сериалов и новелл. Издание знаменито и публикацией спин-оффа сёнэн-манги «Атака титанов» («Shingeki no Kyojin») Исаямы Хадзимэ, в виду популярности которого тираж журнала был на время увеличен.

Ситуация с публикациями в журнале «Avarus» (издательство «Mag Garden») схожа с описанными в статье журналами «GFantasy» и «Zero Sum»: изначально выходил сёнэн-журнал «Comic Blade Masamune», который был закрыт в 2007 году, а вместо него началось издание сёдзё-журнала «Avarus», в который перешла часть художников из закрывшегося «Comic Blade Masamune». Популярные работы в журнале – это «Смех под облаками» («Donten ni Warau») Кэмури Каракары, серия «Илегенес» («Ilegenes») Мидзуно Кувабары и Исидзуэ Катиру, «Вассалорд» («Vassalord») Куроно Нанаэ и др. На данный момент бумажная публикация журнала «Avarus» прекращена, он стал веб-журналом. Направление историй в нем имеет много общего с направлением еще одного издания «Mag Garden» – сёнэн-журналом «Comic Garden». Разница между всеми тремя примерами изданий от одного издательства – «Comic Blade Masamune, «Avarus» и «Comic Garden» – практически неощутима. Если сравнить истории в журналах, то нельзя сказать, что именно «Avarus» выделяется на фоне двух других изданий как журнал манги для девушек. Практически вся манга, которая публиковалась и публикуется в вышеупомянутых журналах, является так называемой сёнэн-мангой для женщин.

Последний из рассматриваемых журналов – это «Comic Gene» (издательство «Media Factory»), выпуск которого начался в середине 2011 года. Он изначально обозначил себя как журнал сёнэн-манги для женщин, став первым подобным на рынке. В остальном «Comic Gene» представляет собой издание, идентичное рассмотренным в статье журналам. Основные жанры историй, публикуемых в нем, это – экшн, мистика, приключения. Кроме того, в нем публикуются манга-адаптации и манга-спин-оффы некоторых видеоигр и аниме-сериалов. По оригинальной манге, которая выходит/выходила в журнале, также были сняты такие аниме-адаптации, как «Исследователи чудес из Ватикана» («Vatican Kiseki Chousakan») Фудзики Рин и Хино Андзю, «Сервамп» («Servamp») Танаки Страйк и др.

Как уже и было упомянуто, в «Asuka», «Wings» и некоторых других журналах встречаются элементы бойз лав манги, как правило, в виде побочной романтической линии между мужскими персонажами или намёков на возможность такой линии. Некоторым историям направления сёнэн-манги для женщин свойственно подобное, но, в отличие от манги жанра бойз лав, такие элементы не являются в истории главными, а скорее второстепенными, и часто больше рассматриваются именно как фансервис – попытка угодить читательницам. В связи с тем, что сёнэн-манга для женщин умело использует те черты сёдзё, сёнэн и бойз лав, которые наиболее привлекательны для женской аудитории, принято считать, что подобная манга рассчитана на более нишевую аудиторию – манга-отаку («фанатиков манги»). Некоторые японские фанаты утверждают, что сёнэн-манга для женщин привлекает в первую очередь именно отаку, которые устали от мейнстрим-манги и привычны к фансервису.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что сёдзё- и дзёсэй-манга сегодня – это достаточно обширное поле, которое включает в себя огромное количество разнообразных жанров. Раньше многие из этих жанров (например, фанатастику и экшн) можно было встретить только в сёнэн-манге, но в настоящее время они смело обыгрываются в стилистике сёдзё-манги, и истории в этих жанрах можно найти в журналах, описанных в статье. Таким образом, распространенное утверждение, что сёдзё-манга – это обязательно истории о любви и романтических переживаниях девочек-школьниц – сейчас уже не является верным. Подобные истории можно встретить только в классических сёдзё-журналах, посвященных именно манге в жанре романтики («Margaret», «Bessatsu friend» и др.). В то же время и сёнэн-манга стирает грань между сёдзё и сёнэн: на страницах сёнэн-журналов все чаще можно встретить элементы из женской манги. Сложно представить подобное в 1960–1970-х годах. Происходит активное смешение двух направлений – мужской и женской манги. На выходе такое смешение представляет интересный результат, имеющий большое влияние на современный рынок манги и несомненное значение для истории женского комикса, который становится все более смелым и свободным в своих проявлениях.
@темы: стырено с интернета, АНИМЕ и иже с ним..., в вихре времён