воскресенье, 16 февраля 2020
Броневые части в ходе Гражданской войны в России во время боевых операций часто сводились в группы. Они действовали и проявляли себя в зависимости от специфики местности.читать дальшеПо составу группы различались. Были только из бронепоездов, другие – из бронеотрядов, создавались и смешанные. Операцию брал под начало один из командиров. Штаб и связь формировались из состава бронечастей, входивших в группу, однако без строгой организационной структуры.
Автоброневой отряд им. Жана Жореса Красной армии. Состояние техники ограничивало ее применение и требовало наличия шоссейных или железных дорог (что, конечно, не распространялось на танки). Качество коммуникаций на ТВД Гражданской войны также порой существенно сказывалось на боевых действиях.
В ходе Советско-польской войны 1920 года в районе юго-западнее Полоцка, между озерами Святое и Долгое командованием Красной армии был намечен прорыв позиций противника с помощью танков.
Польская пехота и танки во время атаки. В этом районе проходили шоссе и железнодорожная линия. Там были сосредоточены бронепоезд, по одному броневому и танковому отряду. В день, намеченный для прорыва, с рассветом бронепоезд открыл огонь для отвлечения противника на себя.
Схема тяжелого бронепоезда, 1927 год. Потом неожиданно для поляков были двинуты танки, прорвавшие позицию оборонявшихся. Противник стал поспешно отходить, бронеавтомобильный отряд начал их преследование по шоссе. В итоге получилась согласованная картина действий межвидовой, как сказали бы теперь, группировки.
В ходе отступления РККА от Варшавы в сентябре 1920-го на железнодорожной линии Брест-Литовск – Ковель действовало два бронепоезда, а на соединявшем города шоссе находился бронеавтомобильный отряд. Однако части действовали без единого командования, каждая сама по себе.
Бойцы красного бронеотряда. В результате польские кавалеристы со стороны Холма и пехота на грузовиках, выдвинувшаяся от Брест-Литовска, перерезали железнодорожную ветку и прорвались в Ковель. В ходе операции оказались уничтоженными оба бронепоезда и бронеотряд.
Если бы при начальнике дивизии, которая занимала данный участок, находилось единое командование бронесилами, катастрофы можно было избежать и легкого взятия Ковеля у поляков точно не получилось бы.
Другой эпизод, произошедший в районе Коростеня в октябре 1920 года, привел к гибели одного бронепоезда, а два других вышли из боя лишь благодаря героическим усилиям экипажей. Здесь враг ударил в самое уязвимое место – в железнодорожный узел, где находился штаб дивизии. Бронепоезда оказались предоставлены сами себе.
Бронепоезд «Комуніст Коростеньського району» Таким образом, бронегруппы были эффективны, когда действовали постоянно, а не эпизодически, и под единым командованием. Важный фактор – обеспечение необходимой связью: телефонной, телеграфной, курьерской. Управление группой было эффективно тогда, когда оно оказывалось достаточно мобильным.
"Остин-Русский" 1-го автобронеотряда РККА, захваченный поляками. Приобретенный в годы Гражданской войны опыт оказал существенное влияние на дальнейшее развитие бронечастей РККА. Алексей Олейников, доктор исторических наук
@темы:
занимательная История,
БРОНЕПОЕЗДА