Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
В 1812 г., в целях увеличения Императорской гвардии Наполеон прибегает к созданию необычайного подразделения – наподобие мамелюков. 29 сентября император пишет государственному советнику герцогу Басссано Ю.-Б. Маре о необходимости создания кавалерийского отряда из… литовских татар – идея о единой «Великой армии Европы» всегда жила в Наполеоне.
Читать дальше Подобное решение возникло у хозяина Европы не случайно и не вдруг. Намерение о привлечении на французскую службу «варваров» — казаков, татар — впервые созрело во Франции еще в период войны за Австрийское наследство (1740—1748). Тогда один полковник Дориньи предложил Людовику XV проект о привлечении на свою сторону 300 тыс. казаков. Несмотря на заверения Дориньи в успехе, Париж отказался от его идеи.
Во время борьбы со 2-й коалицией Директория как-то раз заметила о необходимости завязать постоянную переписку с «предводителями казаков, татар и прочих кочующих племен на юге России», но реальных шагов никто не предпринял.
В одной из докладных записок, проходящей через руки Ш.-М. Талейрана на имя императора в 1807 г., говорилось следующее. Донских и украинских казаков как самых «пропитанных духом независимости народов России вкупе с их неприятием царского правительства и готовностью к немедленному восстанию» автор записки причислял к «пятой колонне» и уверял Наполеона, что достаточно только лести в их адрес, и мятеж на юге России станет неизбежностью.
В 1811 г. генерал-губернатор герцогства Варшавского маршал империи Л.-Н. Даву получил на свое имя рапорт польского высокопоставленного сотрудника о том, что в случае войны против России казаки с литовскими татарами не будут сражаться за царя.
8 октября 1812 года генерал-губернатор литовских департаментов Гогендорп утвердил создание двуротного эскадрона из литовских татар. Эскадрон должен был состоять из 246 человек (12 офицеров).
В первоначальных планах литовского генерал-губернатора Гогендорпа на август 1812 года было создание четырёх уланских полков и двух конно-егерских полков из рекрутов и добровольцев бывшего ВКЛ. Каждый конно-егерьский полк должен был состоять из двух эскадронов, общая численность каждого полка 981 человек (42 офицера).
Литовские татары со своим проектом Уланского татарского полка (с предложением создать подобный полк татары обратились к французским оккупантам ещё в июне) в планы генерал-губернатора не вписывались, пятый уланский полк оккупантам был не нужен.
Первый конно-егерский полк под началом Монюшко более-менее активно пополнялся добровольцами, с комплектованием второго конно-егерского полка возникли трудности. 29 сентября Наполеон затребовал вместо второго к.-егерьского полка создать "Эскадрон литовских татар" (эскадрон-польских казаков) -подразделение лёгкой кавалерии, по вооружению и возлагаемым на него функциям подобное на подразделения российских казаков.
Формированием подразделения руководили майор 8-го уланского полка Княжества Варшавского Азюлевич и ветеран польских легионов майор Мустафа Мурза Ахматович. Численность эскадрона на 1 декабря составила 127 солдат и офицеров.
Боевое крещение эскадрон получил под Вильно, 10—11 декабря 1812 г. Потери оказались высокими – 90 чел убитыми и ранеными, в т.ч. все офицеры. В число погибших офицеров попал и первый командир эскадрона – М.М. Ахматович; эскадрон перестал существовать. К концу года эскадрон насчитывал уже 63 рядовых при 2 вахмистрах, 2 лейтенантах и капитане.
В начале 1813 г., в Познани, остатки эскадрона (30 чел) были причислены к 3-му полку шеволежеров Императорской гвардии, образовав 15-ю роту под командованием капитана Султан Улана, но настоящим влиянием отряде пользовался второй лейтенант Ассан Алеб-имам.
13 февраля 1813 года подразделение участвует в стычке при Калише. Эскадрон уходит в Познань.
В марте приказом герцога Истрийского остатки подразделения включены в состав 3-го уланского гвардейского полка.
11 апреля 1813 года в Фрейбурге Наполеон своим декретом включает татар в состав 1-го эскадрона Первого гвардейского полка легкой кавалерии Красиньского. Роту возглавляет капитан Султан Улан. Численность подразделения 18 человек.
В Фрайбурге рота пополняется новобранцами. Численность подразделения увеличивается до полусотни.
После сражений Саксонской кампании при Люцене, Бауцене, Вуршене, Дрездене, Лейпциге, Ханау численность роты на 11 июля 1813 года составила 26 человек.
26-27 августа 1813 года 50 татар при трех офицерах приняли участие в сражении при Дрездене, после чего рота в награду получила статус Средней Гвардии.
В составе 1-го полка рота принимает участие в сражении при Петерсвальде 17 сентября, где атакует прусских гусар и в «Битве народов» под Лейпцигом 16-19 октября, где им пришлось сражаться с австрийскими кирасирами. После Лейпцигского сражения рота, потерявшая половину личного состава, назначена состоять при Главной квартире, но уже 28-31 октября принимает участие в сражении при Ганау.
9 декабря 1813 года «эскадрон» Султана Улана был переведен в 3-й полк разведчиков Императорской гвардии и принял участие в сражениях Французской кампании. После завершения боёв в строю осталось около 14 человек. С декабря 1813 г. «эскадрон» Султана Улана продолжал сражаться под знаменами императора, но в составе 3-го полка разведчиков (татар прозвали «французскими казаками»).
В январе-апреле 1814 г. «французские казаки» доблестно сражались под Бриенном (29 января), Ла-Ротьером (1 февраля), Шампобером (10 февраля), Монмирайлем (11 февраля), Краоном (5-7 марта), Лаоном (9-10 марта), Реймсом (12-13 марта), Арсис-сюр-Об (20 марта), Парижем (30 марта).
К концу Французской кампании 1814 г. численность татар составляла 14 чел во главе с капитаном Уланом, еще двое литовских татар находились в госпиталях и четверо – при обозе.
Королевским ордонансом 12 мая 1814 года 1-й полк гвардейских шеволежер был распущен и перешел на службу к Александру I, став 4-й уланским полком армии Царства Польского, а рота литовских татар была расформирована.
Униформа
Несмотря на довольно недолгое существование и малочисленность подразделения, известно три варианта формы, которые, ко всему прочему, еще и комбинировались.
Наиболее ранний вариант – лета-осени 1812 года – состоял из темно-синей куртки с золотой узорной расшивкой, малинового спензера (жилета), темно-синих шаровар, черной барашковой шапки с темно-зеленым шлыком с малиновыми выпушками и желтым тюрбаном. Шапка должна была быть украшена вызолоченным полумесяцем – но встречаются также изображения шапки без полумесяца и оригинальная шапка Красинского с полумесяцем и четыремя звездами.
Второй вариант – конца декабря 1812 - января 1813 года – состояли из темно-зеленой куртки с красными воротником и обшлагами, обшитыми золотым галуном, красного спензера, обшитого галуном, темно-зеленых шаровар и шапки прежнего образца.
Третий вариант формы был введен при формировании в декабре 1813 года 3-го полка разведчиков гвардии и был практически идентичен русской казачьей форме: красная куртка, желтый спензер, темно-синие шаровары, черная барашковая шапка с темно-зеленым шлыком, белым этишкетом и красным султаном. (с.)
ТАКЖЕ: Кракусы - "польские казаки" Наполеона
@темы: занимательная История