Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
Как показывает история, бронепоезда в русской императорской армии были не только у железнодорожников, но и у моряков!
читать дальшеОсенью 1914 года германское командование решило провести наступательную операцию на восточном фронте, которая должна была переломить ход боевых действий в пользу Германской империи. В середине ноября им удалось прорвать фронт и к 22 ноября 1914 года удалось с трех сторон (с запада, севера и востока) окружить г. Лодзь. Для прикрытия чрезвычайно важной для снабжения войск Северо-Западного фронта железнодорожной линии Варшава-Скерневицы, командование 6-й Сибирской пехотной дивизии отдало приказ находившемуся в его подчинении 4-му железнодорожному батальону в кратчайшие сроки оборудовать блиндированный поезд.
В ввиду острой нехватки времени специальный проект не составлялся: взяли имевшиеся под рукой два металлических 4-осных вагона "Фокс-Арбель" и один металлический 2-осный полувагон, обшили их изнутри досками, а в бортах прорезали бойницы для стрельбы из винтовок и пулеметов. В качестве локомотива был использован пассажирский паровоз серии "Я", который прикрыли с бортов стальными листами, обеспечивающими защиту от пуль.
10 ноября 1914 года бронепоезд под командованием штабс капитана 7-го Финляндского стрелкового полка Васильева был направлен для усиления обороны г. Скарневицы где и вступил в свой первый бой у станции Колюшки, поддержав огнем действия 40-го пехотного полка.
12-13 ноября уже с другим командиром - капитаном 4-го железнодорожного батальона А.Савельевым, бронепоезд продолжил участвовать в боях, рассеяв своим огнем неприятельскую пехоту, восстановил ж.д. сообщение, неоднократно под неприятельским огнем исправляя поврежденные пути и провел два состава с боеприпасами и продовольствием, в которых очень нуждались русские войска оборонявшие Лодзь.
19 ноября бронепоезд отразил атаку германской пехоты а затем своей контратакой обратил её в бегство и преследовал до станции Колюшки, во взятии которой он также принимал участие вместе с 6-й Сибирской пехотной дивизией 23 ноября 1914 года.
После окончания боев под Лодзью бронепоезд был передан в состав гарнизона крепости Ивангород. Тут он и попал в руки моряков. В состав сил обороны крепости входил Морской полк особого назначения. Об этой части хотелось бы рассказать немного подробнее. 1 октября 1914 года в Ивангород прибыл Отдельный батальон 2-го Балтийского флотского экипажа.
Позднее к нему присоединили отряд из 611 артиллеристов, которых направили в Ивангород для обслуживания крепостных орудий, и в декабре 1914 года батальон был развернут в двухбатальонный Морской полк особого назначения. 31 мая 1916 года полк был развернут в Отдельную Морскую бригаду особого назаначения: в состав которой вошли артиллерийский полк, полк минеров, собственная речная флотилия и наш бронепоезд. Командовал полком и позднее бригадой капитан 1-го ранга Георгий Николаевич Мазуров.
У моряков бронепоезд получил новое вооружение в составе двух 37-мм пушек Гочкиса на тумбовых установках и 8 пулеметов. Боезапас составлял 200 снарядов и 72 000 патронов. Пушки были установлены в 4-осных вагонах. Пушки устанавливались в торцевых частях каждого вагона и могли веси огонь вдоль полотна и по его сторонам через раздвижные створки, но с весьма небольшими углами горизонтальной наводки. 12 июля 1915 года ремонт и перевооружение были закончены, а уже 19 июля бронепоезд укомплектованный командой из моряков вступил в бой с австро-венгерскими войсками. Отличительными знаками его морской принадлежности стали изображения белых якорей на вагонах.
Шло "Великое отступление" русской армии - один из самых тяжелых периодов той войны, когда наши армии испытавая острейший дефицит боеприпасов и вооружения вынуждены были отходить по натиском противника. В тот день бронепоезду была поставлена задача прикрыть отход наших частей со 2-й линии крепостной обороны на Сехецовские позиции. Шесть раз ему пришлось ходить в атаку на превосходящие силы противника и каждый раз австрийцы обращались в бегство. Несмотря на сильный огонь противника, бронепоезд не получил каких-либо серьезных повреждений, кроме одной испорченной винтовки. Попытки австрийцев испортить железнодорожные пути позади поезда пресекались метким пулеметным огнем.
![хостинг для картинок с прямой ссылкой](https://imageup.ru/img271/4206089/2.jpg)
Общий вид артиллерийского вагона (1), перевооруженного 3-дм полевой пушкой образца 1902 года, базового 4-осного
вагона системы "Фокс-Арбель" (2), и зенитной бронеплощадки (3), вощедшей в состав в состав бронепоезда в 1917 году.
После боев под Ивангородом бронепоезд был отправлен на ремонт в Брест, где на небольшое время был "приватизирован" 3-м железнодорожным батальоном, который его сперва отремонтировал, а 16 августа 1915 года помог Переяславскому пехотному полку отразить три атаки немцев во время отхода от Бреста. После того как 3-й желбат был веведен с Западного фронта, бронепоезд вернулся в Морской полк особого назначения, где и продолжил службу до лета 1917 года под наименованием бронепоезд №4.
В марте 1916 года бронепоезд едва избежал гибели. 10 марта 1916 года состав выходя на боевую задачу попал в организованную немцами засаду. Замаскированная германская батарея открыла по нему огонь с близкой дистанции. В результате были разбиты два вагона: один 4-осный и один 2-осный полувагон. Были потери и в команде поезда. Спастись удалось только благодаря грамотным действиям паровозной команды, которая смогла быстро вывести бепо из-под огня. После этого боя бронепоезд №4 был направлен на ремонт в Гомельские мастерские, где пробыл до ноября 1916 года. После ремонта в его составе были два 4-осных броневагона на базе "Фокс-Арбель" и всё тот-же бронепаровоз серии "Я".
Весной 1917 года командование Западного фронта ходатайствовало о передаче бронепоезда от моряков к армии в целях большего удобства его использования, а именно в состав 10-го железнодорожного батальона. В июне это решение было утверждено и бепо со всем доставшимся от моряков вооружением был передан железнодорожникам. Однако последние до самой осени 1917 года так и не смогли его укомплектовать нормальной командой, поскольку в батальоне не было артиллеристов и пулеметчиков.
После октября 1917 года солдаты 10-го железнодорожного батальона перешли на сторону советской власти. Бронепоезд был назван "Революционным поездом" и перевооружен на 76,2 мм полевые пушки образца 1902 года. Также в его состав была добавлена бронеплощадка с двумя 76,2 мм зенитными пушками Лендера. Ранее она входила в состав 3-й отдельной железнодорожной батареи для стрельбы по воздушному флоту.
В феврале 1918 года бронепоезд, переименованный в №1 "Минский коммунистический имени Ленина", был направлен на Украину где вступил в бой с австро-германскими войсками и гайдамаками.Там он потерял разбитыми свои бронеплощадки и в марте ушел в Брянск для переформирования. Однако две площадки - "фокс-арбель" и зенитная попали в руки поляков, которые их отремонтировали и включили в состав своего бронепоезда "General Konarzewsky", который в последствии участвовал в советско-польской войне.
![Хостинг картинок](https://imageup.ru/img29/4206097/konarzewski_01.jpg)
Артиллерийский вагон а за ним и зенитная бронеплощадка в составе
польского бронепоезда "General Konarzewsky", весна 1918 года.
Ещё одной импровизированной конструкцией стал бронепоезд Усть-Двинской крепости, строительство которого началось летом 1915 года в Риге силами 5-го Сибирского железнодорожного батальона. В его состав вошли три металлических бронированных полувагона и полубронированный паровоз Ов.
Два полувагона имели крышу и вооружались тремя пулеметами Максима каждый, а в третьем на поворотной площадке было установлено 76,2 мм противоштурмовая пушка образца 1910 года на колесном лафете, которое вело огонь поверх бортов. В вагонах были устроены бойницы для стрельбы из пулеметов и винтовок.
Бронирование состояло из 4 мм наружнего стального листа, 102 мм деревянной подкладки и 5 мм внутреннего стального листа. Многочисленные винтовочные бойницы защищались листами железа толщиной 5 мм. Броня выдерживала попадания винтовочной пули с 35 шагов.
В дальнейшем предлагались меры по модернизации и усовершенствованию конструкции состава, как-то устройство угловых бойниц для пулеметов, что дало бы угол обстрела 90 градусов и позволило бы стрелять не только на борт, но и вперед-назад по ходу движения, и установка орудия на тумбовом станке с коробчатым щитом для прикрытия расчета. Однако ничего этого сделано не было.
О боевой деятельности этого состава подробных сведений не имеется, кроме того, что он действовал в составе гарнизона Усть-Двинской крепости под Ригой с момента формирования и до лета 1917 года. В начале сентября 1917 года, после взятия Риги бронепоезд, находившийся там на ремонте, попал в руки немцев. (С.)
@темы: занимательная История, БРОНЕПОЕЗДА