Краткая история применения Sturmpanzer I «Bison»
НЕМНОГО ТЕКСТА И КОРЯВЫХ КАРТИНОКВ январе 1940 года один, из имевшихся в наличии Панцерваффе легких танков, перестроили по новому проекту. 29 января эту машину представили на испытания.
Испытания показали, что перспективная машина 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B «Бизон» имеет неоднозначные характеристики. Использование 150-мм орудия с высочайшей огневой мощью позволяло решать широкий круг боевых задач и уничтожать различные цели, в том числе укрепления с хорошей защитой. Одновременно с этим военных не в полной мере устроили большая боевая масса самоходки, недостаточный уровень защиты артиллеристов и ухудшившаяся подвижность. Кроме того, поводом для претензий стала излишне высокая центровка машины, способная привести к переворотам на различных склонах.
Заказчик в лице Вермахта взвесил все плюсы и минусы новой боевой машины, после чего принял решение о дальнейших работах. Несмотря на сомнительные характеристики подвижности и защиты, было решено принять САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B на вооружение. Промышленности заказали сборку 38 подобных машин. Производить новую технику должна была фирма Alkett.
Все заказанные машины были переданы войскам к лету 1940 года. Эту технику распределили между несколькими ротами тяжелых пехотных орудий. В состав каждого такого подразделения, разделенного на три взвода, включались шесть самоходок Bison, 12 тягачей Sd.Kfz.10 и шесть мотоциклов для обеспечения связи. Изначально роты, вооруженные новыми САУ, не входили в состав более крупных соединений. В дальнейшем их передали в ведение командования нескольких дивизий.
Перед нападением на Францию шесть рот, оснащенных 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, были распределены между несколькими танковыми дивизиями, которым предстояло участвовать в боях. При этом роты тяжелых пехотных орудий придавались стрелковым бригадам в составе дивизий. Уже после передачи танковым дивизиям новые самоходки впервые приняли участие в боях.
В ходе боев на территории Франции немецкая армия показала высокую боеспособность, одним из следствий чего стали малые потери новых рот тяжелых орудий. За все время боев с французской армии противником было уничтожено лишь две САУ Sturmpanzer I. По имеющимся данным, одна из них, работавшая на переднем крае, была замечена наблюдателями противника, которые навели на нее артиллерию. Причины потери второй машины неизвестны.
Примечательно, что небоевые потери САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B оказались значительно выше боевых. Ввиду большого веса и необходимости постоянного передвижения машины испытывали повышенные нагрузки на силовую установку и ходовую часть, приводившие к их поломкам. Известно, что 22 мая (т.е. через 12 дней после начала сражений) командование 703-й роты тяжелых орудий доложило о невозможности полноценной боевой работы: из-за поломок ходовой части в боеспособном состоянии осталась только одна машина с 150-мм орудием. Остальные самоходки нуждались в срочном ремонте.
Французскую кампанию пережили почти все самоходки Sturmpanzer I. Вскоре подобным машинам из состава трех рот пришлось воевать на Балканах и участвовать в захвате Греции. Насколько известно, при этом потерь боевых потерь не было и количество строевых САУ не изменилось, хотя часть машин нуждалась в ремонте.
В ходе нападения на Советский Союз немецкими войсками использовалось лишь малое число остававшихся в строю 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. В 1941 году на Восточный фронт были отправлены лишь 705-я и 706-я роты тяжелых пехотных орудий. Летом 42-го на войну отправилась и 701-я рота. Таким образом, в боях с Красной армией единовременно участвовало не более 18 САУ «Бизон». При этом количество подобных машин постоянно менялось.
Несмотря на высокую огневую мощь, эти самоходки оснащались сравнительно слабым бронированием и были достаточно легкой целью для артиллерии и авиации.
Со временем, ориентировочно к концу 1943 года, немецкое командование приняло решение полностью отказаться от использования самоходок Sturmpanzer I ввиду морального и физического устаревания.
Дальнейшая судьба остававшихся в войсках боевых машин достоверно неизвестна. Вероятно, техника с выработанным ресурсом была отправлена в тыл и после пошла на разборку. Ремонт, восстановление и возвращение в строй были нецелесообразны, а в некоторых случаях и невозможны по техническим причинам и ввиду отсутствия некоторых необходимых запчастей.
По имеющимся данным, как минимум, одна самоходка Bison была захвачена красноармейцами в целом виде. Эту машину, как и другие трофеи, отправили на полигон для испытаний и внимательного изучения. Проверки показали, что машина является безнадежно устаревшей и не имеет никаких плюсов за исключением мощного орудия. Известно, что параллельно с трофейной 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B советские специалисты изучали самоходку StuG III. Оценки двух этих машин были диаметрально противоположны.
Проект самоходной артиллерийской установки на базе танка Pz.Kpfw.I Ausf.B и орудия 15 cm sIG 33 создавался в качестве «эрзаца», призванного быстро снабдить армию требуемой техникой. Ввиду такого происхождения к проекту не предъявлялись особые требования по основным характеристикам. При этом в качестве базы для машины был использован устаревающий танк с не слишком высокими характеристиками, что привело к соответствующим последствиям.
Уже в начале сороковых годов некогда считавшаяся хорошей и перспективной самоходка 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B безнадежно устарела и более не представляла интереса для войск.
Кроме того, к этому времени были созданы несколько новых машин аналогичного назначения с высокими характеристиками. «Бизон» выполнил свою задачу и больше не был нужен армии.
ТАКЖЕ:
1. Боевое применение PzKpfw 38(t)
2. Боевое применение PzKpfw IV
3. Немецкий танк PzKpfw III в Северной Африке
4. Боевое применение танка Pz.35(t)