Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
В кинематографах разных стран есть свои звезды, ветераны и уважаемые личности, но только у Китая есть актер, который представляет эту страну во всем мире, является, по сути, ее лицом. Кто главная звезда в Голливуде? Даже если ответы на этот вопрос вы все-таки для себя нашли, вам явно понадобилось на это время. В то время как с Китаем ответ приходит в голову мгновенно – извините, Джет Ли, Чоу Юн-Фат, Донни Йен и Джон Ву, первый, конечно же, Джеки Чан.
ЧИТАТЬО Джеки Чане столько написано, сказано и снято (в том числе, и им самим), что затея написать его биографию изначально обречена на провал – доступной информации о нем наберется на солидный томик. Родился Джеки 7 апреля 1954 года в Гонконге, и с самого рождения был малышом крайне непоседливым. Дошло до того, что свой первый класс в школе Чан «завалил», так что родители решили, что упускать этот переломный момент нельзя – они забрали сына из обычной школы и отдали его в школу пекинской оперы, которой руководил мастер Ю Джим-Юэнь.
Об этом периоде в жизни Джеки снят замечательный фильм «Раскрашенные лица» – есть в нем и изнурительные тренировки от рассвета до заката, и жесткое насаждение дисциплины, и дружба с Саммо Хунгом, Юэнем Бьяо, Юэнем Ва и другими ребятами, которые впоследствии «вырастут» в великих мастеров экшен-кино, настоящих реформаторов. В школе Чан провел десять лет, за которые крепко сдружился с другими ребятами и приобрел начальные актерские навыки – ребята постоянно давали представления, а время от времени мелькали в кино.
Появляться на экране Чан начал с младых ногтей – поклонники заметили его и других ребят из труппы мастера Ю в нескольких фильмах начала 60-х, но связать свою жизнь с кино Джеки решил лишь в конце десятилетия. С начала 70-х он начал работать на постоянной основе каскадером, успев поработать с Брюсом Ли в «Кулаке ярости» и «Входит дракон» (на съемках которого Ли случайно заехал будущей звезде). Хотя большинство его появлений в кино того времени исчерпывающе описываются «в третьей драке получает по голове вторым», уже тогда у него встречались и полноценные роли со словами – причем, не только в боевом кино, но и в софт-эротике от Shaw Bros (чего Чан впоследствии очень стеснялся).
В какой-то степени этапным можно назвать «Маленького тигра из Квантунга». Это был первый фильм Джеки, в котором он сыграл главную роль, но первый блин оказался комом – некоторые источники утверждают, что во время съемок у компании кончились деньги, и незаконченный фильм отправили на полку, откуда сняли лишь в конце 70-х, чтобы, добавив несколько новых сцен (уже без Джеки), перемонтировать в «Мастера с треснутыми пальцами» (1979). Однако в конце концов всплыл и оригинальный монтаж – вполне себе законченный и цельный, так что вопрос, почему фильм так и не вышел в своем 1973-м, остается загадкой.
Как бы там ни было, это был фальстарт, и на три года Джеки вновь вернулся на вторые и третьи роли, плюс начал осваивать новую для себя профессию экшен-хореографа. «Второе пришествие» состоялось в 1976-м – Ло Вэй попытался сделать из Джеки очередного клона Брюса Ли, сняв его в главной роли в «Новом кулаке ярости» (1976). Хитом фильм не стал, не «выстрелил» и ни один из последующих совместных проектов Ло Вэя и Джеки – да, благодаря харизме Чана и его экшен-хореографии это были крепкие боевики своего времени, но этого было мало.
Все изменилось, когда Чан снялся у Юэня Ву-Пинга в «Змее в тени орла» (1978), а сразу следом – в «Пьяном мастере» (1978). Ло Вэй «одолжил» его компании Нг Си-Юэня Seasonal на два фильма. Здесь обаяние и физическая подготовка Джеки помножилась на новаторскую, круто замешанную на акробатике экшен-хореографию Юэня, и родились эпохальные хиты, на долгие годы вперед задавшие вектор развития жанра.
Когда Чан вернулся к нему, Ло Вэй пытался повторить успех фильмов Юэня, но безуспешно - "Астральное кунгфу" и "Немного кунгфу" были крайне слабы. В конце концов Ло разрешает Чану снять самостоятельно куда более успешную «Бесстрашную гиену» (1979), но во время съемок второй части Чан решает уйти, разорвав контракт. Если верить слухам, Ло Вэй пытался вернуть его при помощи триад, которых Джеки удалось «усмирить» при помощи Джимми Ванг Ю, имевшего большой вес в криминальном мире Гонконга. Впоследствии Чан дважды отдаст ему долг, снявшись сначала в «Отряде фантастического назначения» (1983), а затем в «Острове огня» (1990).
Как бы там ни было, теперь Чан был свободен – он продолжил начатую линию «Молодым мастером» (1980), после чего отправился покорять Голливуд с боевиком «Большая драка» (1980). Взять запад с наскока не получилось, фильм оказался слабым, и Чан, снявшись еще и в комедии «Гонки Пушечное ядро» (1981), возвращается домой, где берется за «долгострой» под названием «Лорд Дракон» (1982). Один из самых амбициозных фильмов своего времени, фильм движется вперед с большим скрипом, а когда добирается-таки до экранов, Чану становится понятно, что это не совсем то, куда нужно двигаться – при том, что «Лорд дракон» оказывается одним из главных кассовых хитов своего года.
«Вдохновение» Чан находит у своего «большого брата» Саммо Хунга, который приглашает его на одну из ролей, далеко не главную, в свою кунгфу-комедию «Победители и грешники» (1983). И когда «Победители» выстреливают в прокате, собрав еще больше «Лорда Дракона», Чан начинает понимать, что время «костюмного» кино уходит. В пользу последнего говорят и результаты его «Операции А» (1983), в которой Чан объединяет усилия все с тем же Хунгом и Юэнем Бьяо – до суммы, собранной «Победителями и грешниками», сборы его картины не дотягиваются, и это при том, что стоила она сильно дороже.
Зато теперь «формула успеха» найдена – легкий юмор, убойные трюки и обаяние самого Джеки в современных интерьерах. Так появляются «Закусочная на колесах» (1984) и две части хунговских «Моих счастливых звезд» (1985), в которых Чан вновь играл «приглашенную» роль. Все это время Джеки не оставляет надежды покорить Голливуд, но после «Покровителя» (1985) окончательно ставит на этих планах крест. Доходит до того, что по возвращении в Гонконг Чан перемонтирует фильм для азиатской аудитории, сделав его куда более динамичным и эффектным, и принимается за «Полицейскую историю» – амбициозный проект, который должен вернуть ему самоуважение.
Самоуважение Чан себе в конечном итоге возвращает с лихвой – «Полицейская история» становится одним из главных фильмов его карьеры и поистине новаторской для своего времени. Джеки словно проверяет себя на стойкость, выполняя все более сложные и опасные трюки, после которых нередко оказывается в больнице. Так, съемки «Доспехов бога» прерываются, не успев толком начаться – Чан срывается с дерева и пробивает себе череп. Фильм, правда, таких жертв стоил – это еще одно невероятное достижение Чана как режиссера, актера и хореографа экшена.
Фильмография Чана следующих лет состоит сплошь из крепких блокбастеров – некоторые из них встречали лучше других, некоторые хуже, но Чан добился главного – каждый его фильм становился важнейшим событием года. В середине 90-х, когда его гонконгские картины начали пробиваться на запад, к нему вновь обратились с предложением попробовать себя в Голливуде, и Джеки опять рискнул – на третий раз выиграв. «Час пик» (1998) нельзя поставить на одну доску с его лучшими гонконгскими картинами, но это была очень качественная, типично голливудская бадди-комедия, которую очень украсили трюки Чана. Последовавший за ним «Шанхайский полдень» (2000) оказался не таким успешным, но собрал достаточно, чтобы получить сиквел, не остался без продолжений и «Час пик».
Несмотря на успешно складывающуюся карьеру на западе, Джеки не забывал о Гонконге, время от времени возвращаясь снимать фильмы на родину – так появились «Великолепный» (1999), «Случайный шпион» (2001), «Медальон» (2003), «Новая полицейская история» (2004), «Миф» (2005), «Младенец на 30 миллионов» (2006). Тем не менее, годы брали свое, и опасных трюков в его фильмах становилось все меньше, и все очевиднее становились вспомогательные тросы. Чтобы как следует попрощаться с жанром, Чан запустил фильм, которого от него ждали уже давно – третью часть «Доспехов бога», которой обещал закончить свою карьеру экшен-героя. Фильм вызвал неоднозначную реакцию, но стал кассовым хитом, а Чан тем временем решил продлить свой «уход» уже шестым фильмом другого своего цикла, «Полицейская история». На пресс-конференции по поводу выхода которого, впрочем, заявил, что теперь сосредоточится на драматических ролях и на будущее оставляет за собой право пользоваться дублерами – в конце концов, ему уже скоро стукнет шестьдесят.
Примечательно, что дублерами Чан пользовался и раньше, хотя одним из главных его «девизов», под которым его продвигали на западе, всегда было «Джеки Чан не пользуется дублерами». Справедливости ради, задействовал их Чан не тогда, когда трюки были такими опасными, что его жизни что-то угрожало, а тогда, когда надо было выполнить какой-то акробатический элемент, ему сложный в силу коренастой комплекции (разнообразные удары в прыжке и кульбиты в воздухе). Все, кому это интересно, о дублерах знают, но предпочитают закрывать на них глаза – в конце концов, легенда есть легенда.
Закрывают глаза и на не совсем красивое поведение Чана в личной жизни – в 1982 году он женился на бывшей актрисе Джоан Лин, которая родила ему сына (Джейси Чан, также ставший актером), но в конце 90-х пошли слухи о том, что Джеки гуляет «на сторону». Слухи оказались правдой – малоизвестная актриса Элейн Нг в 1999-м родила от него дочь, которую Джеки так и не признал. При том, что в романе с Элейн сознался.
Тем не менее, все это – лишь ложки дегтя в огромной бочке меда. Джеки столько всего успевает, что удивляешься, как ему хватает на все времени. Он уже несколько десятилетий поет, активно участвует в благотворительности, является послом доброй воли, спонсирует разнообразные образовательные и спортивные мероприятия, очень тепло и с большим вниманием относится к своим поклонникам и вообще, как ни крути, хороший парень. Один в своем роде.
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Если верить слухам, Ло Вэй пытался вернуть его при помощи триад, которых Джеки удалось «усмирить» при помощи Джимми Ванг Ю, имевшего большой вес в криминальном мире Гонконга. Эх. Думаю, ещё лет через двадцать об этом тоже снимут фильм.
Круче чем сам Джеки уже не снимут.