воскресенье, 25 октября 2020
В 1916 году Германия, потерпев ряд поражений в сухопутных сражениях, сделала ставку на неограниченную морскую войну против Великобритании. Немецкие военные круги видели в Англии главного врага. Подводные лодки немцев топили корабли и транспорты противника в океане, прорывались к его портам.
Читать дальше Англичане ответили морской блокадой. Почтовая связь Германии с заморскими странами и колониями была нарушена. Но она была крайне необходима не только для частных лиц, но и для государства. Переписку с и Соединенными Штатами Америки вели торговые и промышленные фирмы и концерны. Связь должна была быть налажена. И тогда военное ведомство предоставило для нужд почты две подводные лодки - "Дойчланд" и "Бремен", которые переоборудовали для перевозки почты.
На них в виде опыта главное почтовое управление Германии ввело и пересылку простых писем и почтовых карточек. Корреспонденцию можно было отправлять в США и далее в другие нейтральные страны (Мексику, Китай и т. д.). Такие отправления должны были иметь на лицевой стороне надпись "Tauchbootbref" ("Письмо с погружающейся лодкой") и оплачиваться сверх обычного тарифа.
Для оплаты этого "подводного" тарифа были выпущены специальные марки.
Их номинал включал общую сумму почтового тарифа и страхового сбора. В центре марки было изображение маяка и парусного судна, в верхней части и внизу - надписи "Wertbref - Beforderung" ("Доставка ценных писем"), "Deutschland - America" ("Германия - Америка") и цифры номинала. В четырёх углах, образованных рамкой и круглой центральной частью марки, дата "1916 г.". При повторном выпуске марок надпись "Доставка ценных писем Германия - Америка" была заменена декоративными линиями.
Имя и адрес отправителя следовало обозначать и на самих письмах, посылаемых за рубеж, и на конвертах, в которые они вкладывались. Конверты не опускались в почтовый ящик, а подавались или в почтовое отделение или сельскому почтальону. День отправления писем подводными лодками, естественно, не был определен.
Отправителям приходилось считаться с возможностью небыстрой доставки. Это и понятно, путь предстоял и длинный и опасный – сквозь морскую блокаду, мимо кораблей противника, день и ночь подкарауливавших немецкие подлодки.
Рейс подводной лодки «Дейчланд» оказался удачным. Она прошла через Северное и Норвежское моря, пересекла Атлантический океан, преодолев более 8 тысяч миль, и 10 июля 1916 года прибыла в американский порт Балтимор. В порту с подводной лодки была выгружена почта. Экипаж принял на борт новый почтовый груз и после отдыха отправился в обратный путь.
В конце 1916 года «Дейчланд» еще раз прорвалась сквозь блокаду и прибыла с почтой в Америку. Иной оказалась судьба подводной лодки «Бремен». Она тоже отправилась с почтовым грузом к берегам Америки, но недалеко от немецких берегов была перехвачена английскими кораблями и потоплена.
Все интересное бывает очень недолгим. 3 февраля 1917 г. Соединённые Штаты Америки порвали дипломатические отношения с Германией. И «подводная почта», едва родившись, закончила своё существование. Но спустя двадцать лет спустя, почта опять вернулась к столь необычному способу доставки корреспонденции.
Испания 1938 год. Уже три года идет гражданская на испанской земле. Франкистские войска при поддержке Германии и Италии теснили республиканские войска. Пал Мадрид. Была прервана связь по суше между юго-восточными провинциями, с Каталонией. Вот тогда-то правительство Испанской республики решило использовать имевшиеся в его распоряжении подводные лодки для связи между Валенсией и Барселоной.
11 августа 1938 года были выпущены специальные почтовые марки с надписью «CORREO SUBMARINO» («Почта на подводных лодках»).
Было выполнено несколько рейсов (подводной лодкой С-1 командовал Иван Александрович Бурмистров, лодкой С-6 Николай Павлович Египко. За успешные действия командиры этих лодок были удостоены звания Героев Советского Союза.), но вскоре в результате продвижения франкистских войск и отхода республиканцев, доставка почты подводными лодками прекратилась.
Других попыток история филателии не знает. А очень редкие сохранившиеся письма с марками «подводной» почты вызывают огромный интерес посетителей крупнейших филателистических выставок.
Следует отметить, что в подготовке к выпуску этих марок наверняка привлекались коллекционеры. Только этим можно объяснить тот факт, существуют и пробы этого выпуска, и вариант без перфорации, и даже почтовый блок. ТАКЖЕ: Марка СССР, посвященная суверенной Украине!
@темы:
занимательная История,
Игрушки для Больших мальчиков