Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
Этот пост посвящен выразительным аниме 80-х и 90-х годов, в определенной мере характеризующих ту эпоху. Мотивы жестокости и насилия всегда находили свой отклик у зрителей. И в этом вопросе японская анимация по праву занимает верхнюю строчку. Что, правда, породило и определенные стереотипы и создание заочно негативного мнения у зрителя об аниме в целом. Ну да пост не об этом.
Кровь, кишки, распидарасило ...и немного текста
Как я к этому посту пришелВ очередной раз шерстя википедию на предмет очередного аниме, я наткнулся на страницу, посвященную эрогуро. Не буду вдаваться в подробности. Ограничусь тем, что в этой статье меня заинтриговала одна строчка : "Элементы эрогуро содержатся в аниме Mnemosyne: Mnemosyne no Musume-tachi". Решающим фактором для меня стало то, что это нехентайный (с элементами эрогуро и при этом нехентайный!) тайтл 2008 года от студии Xebec.
И уже на волне просмотра «Дочерей мнемозины» захотелось написать тут на него небольшой обзорчик. Начал я с «все мы помним аниме 80-х и 90х с его откровенными и экстремальными сценами», но потом призадумался: из подобного я смотрел только Ninja Scroll, Berserk да Акиру (хотя о многих других был наслышан). Поэтому, чтобы делать такие громкие заявления, я решил выполнить «домашнее задание». Все это вылилось в просмотр знаковых (иногда и просто колоритных) для того времени Genocyber, AD Police Files, M.D. Geist, Wicked City и совсем уже откровенную жесть Urotsukidoji, что заняло у меня в общей сложности 2 дня. Под конец было, знаете-ли, не до обзора Мнемозины. Да и тема, на мой взгляд, поинтереснее наметилась.
Понятие
Хочу сразу пояснить что я в данном случае вкладываю в понятие "гуро-контент". Слово "Guro", образованное от английского "grotesque" (гротеск), условно говоря, означает "неправильное, неестественное, ужасающее" и восходит к направлению живописи 1920-х годов в Японии "erotic grotesque nonsense" (лит. пер. "гротескный эротический бред"). В наше время термину все чаще придается значение "gore" (англ. "запёкшаяся кровь" или "пронзать"), подразумевая подробное изображение насилия и жестокости во всех возможных его проявлениях. В этом посте я использую именно второе значение и хотел бы указать на разницу между обозначенным мною гуро-контентом в аниме и поджанром хентая "эрогуро", где такого рода содержание является сюжетообразующей и неотъемлемой частью.
С понятием разобрались. Теперь же перейдем к самим тайтлам.
M.D. Geist
M.D. Geist в свое время немало досталось. Он не раз попадал в верхние строчки списков "самых плохих аниме". Каждый отаку того времени считал прямо-таки своим долгом в очередной раз его пнуть. Соответственно люди, которым Geist понравился, в лице остальных автоматически подписывались в собственном безвкусии. Сейчас поколение этих отаку выросло, поэтому Geist потихоньку выбивается из фэндома и уже почти не на слуху.
Причины подобной ненависти для меня, честно говоря, так и остались загадкой. Да, сюжет откровенно слаб и полон дыр. Персонажи в основном невыразительны, нереалистичны и выдают порою глупейшие реплики. Анимация также звезд с неба не хватает (колыхающаяся от ветра голова главного героя вместе с воротником особенно порадовала). Но ничего удивительного в этом нет. Подобным грешна добрая половина овашек того времени (да и нынешнего тоже). Haters gonna hate, как говорится.
Дальше описывать в сущности нечего. Гуро, гуро и гуро.
Стоит отметить, что, хоть режиссером заявлен Икэда Хаято, в действительности им является Коичи Охата, которому на тот момент было 23 года и для которого это была первая режиссерская работа. Довольно любопытный факт, учитывая, что именно этот человек впоследствии подарит свету один из самых шокирующих тайтлов того времени - Genocyber.
Genocyber
С этим аниме немного другая история. Каждый раз, когда поднимается вопрос о наиболее жестком аниме, разбирающийся отаку всегда скажет "Genocyber". И будет абсолютно прав. Это малобюджетное, шокирующее и чрезвычайно откровенное аниме. За что нередко подвергается довольно суровой критике (что вполне закономерно).
Сюжет во многом напоминает Акиру, и это неудивительно. На волне популярности Акиры вышло немало тайтлов-подражателей. Однако в случае Genocyber это отнюдь не минус. В свое время при просмотре Акиры я не раз для себя отмечал, что ей в некоторых местах не хватает подробности. Genocyber же это с лихвой компенсировал (пожалуй даже чересчур).
Синопсис: в 1985 году учеными был проведен эксперимент, в ходе которого был открыт доселе неподвластный человеку источник жизненной и психической силы, названный Вайрой. Спустя непродолжительное время участница эксперимента родила 2 сестер - Диану и Элейн, обладающих выдающимися психическими способностями. Элейн с рождения умственно недоразвитая, но с бесконечным потенциалом к Вайре. Диана - калека, вынужденная использовать механическое тело, но при этом абсолютно психически здоровая. Заметно слабее сестры в возможностях Вайры, однако способная контролировать ее действия.
Основное действие разворачивается в Гонконге. Юные сестры находятся под наблюдением института Кюру и после череды событий объединяются в одну сущность - живую машину убийств, названную вспоследствии Геносайбером.
Холодная атмосфера полной безысходности и беспомощности человека авторам поистине удалась на славу. Genocyber - это ода цинизму и полному безразличию к человеческой жизни, а также одновременно и обвинение человеческой натуре. Огромную роль в этом сыграл очень проникновенный саундтрек. Его я готов расхваливать долго. Давно меня так не цепляло. Если в той же Акире весь ост напоминал скорее религиозные песнопения, то здесь он практически на 100% состоит из электроники (хотя изредка и встречаются композиции очень напоминающие сходные из Акиры). И именно ощущение постоянной тревоги и отсутствия "жизни" (это уже вопросы личного восприятия) и делает его настолько примечательным.
Сам же Геносайбер, на мой взгляд, - олицетворение человеческих страданий, божественная сущность, несущая возмездие насквозь прогнившему городу. Есть что-то завораживающее в том, насколько детально, с изрядной долей садизма, нам преподносят ярость Элейн и отчаянные попытки людей что-либо ей противопоставить.
Аниме нарушает неписанное правило кинематографа - никогда не показывать откровенное насилие и убийство ребенка. Сцена с расстрелом детей из пулемета одновременно впечатляет и ужасает (и все это в слоу-мо). Также интересно, что тайтл относится к довольно редкому жанру биомехи (самым ярким примером будет, пожалуй, Евангелион). Хотя его и не везде принято выделять.
Увы, для меня Genocyber кончился на 3 серии. Последняя арка оказалась полным провалом с совершенно невнятным сюжетом, описывать который - зря тратить время. Несмотря на это, эволюция Коичи Охаты как режиссера видна невооруженным взглядом.
Wicked City
На самом деле Wicked City едва ли подпадает под категорию "аниме с гуро-контентом". Как таковых моментов с демонстрацией откровенной жестокости в нем нет. По большей мере я решил его включить из-за большой близости к жанру "хентай" и конкретно к культовому Urotsukidoji (речь о котором пойдет во 2й части обзора) и еще по одной немаловажной причине: Wicked City - первая самостоятельная работа легендарного режиссера Кавадзири Ёсиаки, человека, подарившего нам "Синдзюку - город-ад" и "Манускрипт ниндзя".
В центре повествования находится человек по имени Таки и женщина-демон Мэки. Оба - представители элитной организации "Черная стража" двух разных миров (обычный человеческий и мир демонов). Их задача - обеспечить безопасность старика-медиума Джузеппе, ключевой фигуры для подписания мирного соглашения.
Наиболее характерной чертой этого аниме является постоянный темный антураж. Причем он сквозит во всем. Начиная от видимой части (т.е. банально самой анимации), заканчивая поступками и репликами персонажей. Подобный стилистический прием и направление в кинематографе называется "нуар". И хотя "Wicked city" не чистейший его представитель, особенно учитывая персонаж смешного старика-извращенца Джузеппе (штамп, штамп, штамп), многие черты той американской классики 40-х угадываются без проблем.
Именно здесь берут свое начало те демонические образы, которые впоследствии Кавадзири использует и дошлифовывает в "Манускрипте ниндзя" и "D: Жажда крови". Черви, пауки, щупальца - мерзость в чистом виде, но зато насколько же стильно это смотрится! Не обошлось также и без хентайных мотивов. Эротики в "Wicked city" неприлично много. Эротики темной, местами даже пугающей. Женщины здесь - одновременно опасные и притягательные. В один момент страдающие жертвы, в другой - неумолимые мстительницы.
И наконец-то аниме без этой школьной неопределенности и максимализма. Этот мир принадлежит зрелым, взрослым людям, которые обходятся без пафосных и высокопарных криков из серии "Это несправедливо!" и которые не остановятся посередине сражения, чтобы в очередной раз образумить злодея.
И как не упомянуть первое, на что обращает внимание любой зритель. Анимация (графика, рисунок, называть можно по-разному) - вот она главная прелесть фильма. Тут уже можно без задних мыслей поностальгировать: "да, так уже не рисуют..." . Даже для меня, человека, избалованного "Границей пустоты", 2-й частью "Призрака в доспехах" и "Sky Crawlers" Осии Мамору, было одним удовольствием смотреть "Wicked city".
Violence Jack
Го Нагай - личность очень противоречивая и крайне важная для всей манга и аниме культуры. Именно этот человек заложил основы жанра "меха" и конкретно "Super Robot" в своих "Mazinger Z" (1972), "Great Mazinger" (1974) и "Grendizer" (1975); именно благодаря ему увидела свет первая в истории манга с элементами эротики "Harenchi Gakuen" (1968), которая многими считается прародителем жанра "хентай"; и именно он является автором чрезвычайно популярных "Devilman" (1972) и "Cutie Honey" (1973) , которые немало повлияли на будущее развитие всей манга-индустрии в целом.
Весьма впечатляющие достижения, не правда ли? В случае "Violence Jack"(1973) все немного иначе. С появлением OVA-формата эта кровавая вакханалия все-таки добилась собственной адаптации в 86, 88 и 90 годах и мгновенно зарекомендовала себя как одна из наиболее откровенных и жестоких картин того времени, которую тут же запретили к показу в Австралии, а в США при лицензировании урезали наполовину (при этом актеры озвучивания были заявлены под псевдонимами).
Немного о сюжете: после падения на Землю метеорита и последующих землетрясений выжившие остатки человечества ищут способы к выживанию. Среди них образуются группы байкеров-бандитов, выделяющиеся особой жестокостью и кровожадностью, а также регулярно терроризирующие мирное население. Противостоит им "титан с телом гориллы и глазами волка", трехметровый гигант, прозванный Жестоким Джеком.
Уже начиная со вступительной речи "голоса за кадром" и появления главного героя, сразу становится ясно, что "Violence Jack" вряд ли претендует на нечто глубокомысленное. По сути перед нами яркий представитель треш-аниме 80-х, отчасти напоминающий фильмы Джорджа Ромеро, в том числе и социальными мотивами, и сюжетно немного опередивший "Безумного Макса" и очень популярного у японских подростков "Fist of the North Star". Только если в Mad Max главным товаром было топливо, то здесь им являются девственницы (в этом весь Го Нагай).
"Violence Jack" - *добавим пафоса* квинтэссенция мизантропии и низости человеческого духа, открытая и подробная демонстрация того, насколько может упасть человек в условиях пост-апокалипсиса. Джек же - лучик надежды, правда, на деле несильно отличающийся своими методами от тех же бандитов. Подобные стертые границы добра и зла перетекли из приквела "Devilman", в котором, однако, этому вопросу уделено гораздо больше внимания.
Как это свойственно такого рода тайтлам, "Violence Jack" обладает поистине ужасной рисовкой. Эти каменные лица, резкие дерганные движения и трясущиеся фоны будут преследовать зрителя на протяжении всех 3-х серий.
Надо сказать, что даже мне, человеку к подобным вещам уже привыкшему (сказалась закалка прошлой недели), смотреть было довольно сложно. Тут я бы особенно отметил адаптацию 88 года, где буквально обезумевшие от похоти мужчины, как со стороны байкеров, так и со стороны простого люда, начинают преследование женской популяции с вытекающей сценой группового изнасилования, последующей массовой экзекуцией в исполнении Джека (который даст фору тому же Гейсту), сценой каннибализма и битвой демонов. Это там не какой-то захудалый слэшер, это почти эрогуро, темные фантазии Го Нагая в своем ярком проявлении. В этом плане другие овы также недалеко ушли. Конечно, не "Urotsukidoji", но очень близко.
Для кого это аниме? Для любителей пощекотать себе нервы и для поклонников творчества Го Нагая. Ни больше, ни меньше.
A.D. Police Files
Вы вряд ли слышали об этом аниме. Такие вещи, как правило, помнят только ныне бородатые почти-отаку из 90-х, которые регулярно забегали на Горбушку в какой-нибудь неприглядный магазин с VHS за очередным фильмом, где в конце ленты обнаруживали обрезки аниме с кривым и гнусавым переводом. И найти полные серии или, если повезет, кассету, целиком состоящую из аниме, было большим открытием и драгоценнейшим сокровищем. Для нас же "AD Police Files", не учитывая заданную тему, может быть интересен тем, что является приквелом к довольно популярной пост-киберпанк серии "Bubblegum crisis".
Немного о сюжете: Мегатокио, 2027 год (за 5 лет до событий "Bubblegum crisis"). После потрясшего Токио землетрясения для его реконструкции началось производство человекоподобных роботов, названных "бумерами". В связи с участившимися случаями преступлений, в которых фигурировали бумеры и с которыми не могла справиться обычная полиция, был создан специальный отдел, названный "AD Police".
Сериал состоит из 3-х отдельных историй, которые хоть и мало связаны друг с другом, но разделяют одну и ту же мысль, в полной мере соответствующую канонам киберпанка - потеря человечности в эпоху расцвета технологий. Если тот же "Bubblegum crisis" во многом аппелировал, а местами и копировал стилистику культового "Blade Runner" и приключенческой фантастики, то этот сериал больше обращается к тем традициями, что заложили еще Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг (родоначальники течения киберпанк), где описываемый мир - мрачное и отвратительное место полное цинизма и равнодушия; где политика - слабый и давно утративший значение институт; где секс и насилие - любимое развлечение; где разумные машины порою проявляют больше гуманности, чем обычные люди.
"A.D. Police Files" сюжетно вряд ли выделяется. 30 минут на каждый эпизод катастрофически не хватает для раскрытия всего того, что хотели сказать авторы. Но сильная сторона сериала не в этом. Он берет идеей и атмосферой, едва заметными кадрами и вскользь высказанными фразами.
Проблеск света на помаде; полный непреодолимого желания и похоти взгляд девушки-бумера в сторону Леона; ответная фраза офицера полиции "я сегодня не при деньгах"; политическая демонстрация, полностью игнорируемая главными героями; кусание киборгом собственного языка как единственное напоминание о том, что он когда-то был человеком - именно такими вещами сериал и запоминается.
Несмотря на заселье аниме про киборгов и андроидов, довольно мало из их числа уделяли внимание проблеме самоопределения и сохранения своего человеческого "я". На моей памяти к подобному обращался только "Ghost in the shell" и теперь уже и "A.D. Police Files". На очереди Armitage III.
Что же с гуро? Аниматоры не поскупились и одарили зрителя немалым количеством кровавых сцен жестокости и обилием девушек в нижнем белье (причем только для того, чтобы показать девушек в нижнем белье). Хотя такие образы здесь наоборот вызывают скорее отторжение и неприязнь. Как и вид копошащихся в заброшенном метро крыс, наркоманов, ловящих очередной трип, и представительниц неблагородной профессии с безразличным взглядом. Все в лучших традициях жанра. За это моё отдельное спасибо студии ARTMIC.
Urotsukidoji
Несмотря на то, что в 1-й части обзора я разграничил понятия "гуро-контент в аниме" и "эрогуро", было бы большим упущением с моей стороны проигнорировать данный тайтл ввиду его несомненной ценности для всей манга и аниме культуры.
Итак, Urotsukidoji. Культовое и узнаваемое по всему миру аниме, наряду с "Lolita Anime" (1984) и "Cream Lemon" (1984) положившее начало целому направлению японской анимации "хентай". Пионер и родоначальник поджанра "хентай с тентаклями". Одно из произведений, поднявших в Японии вопрос о художественной ценности порнографии. И само собой зрелище не для всех.
Синопсис: мир состоит из трёх царств: людей, находящихся посередине; зверолюдей, обитающих над землей; и демонов, живуших под человеческим миром. В этом темном отражении нашей реальности ходит легенда о Тедзине (или Сверхдемоне), которая гласит, что каждые 3 тысячи лет Тедзин пробуждается, чтобы лицезреть собственные творения. Некоторые считают, что приход Сверхдемона приведет к вселенской катастрофе и разрушению. В то время как другие, например Амано Дзяку, сильнейший из зверолюдей, полагают, что с перерождением Тедзина придет мир и процветание для всех трех царств. Амано Дзяку блуждает по миру в поисках человеческого воплощения Тедзина вот уже 300 лет и постоянно вынужден вступать в схватки с демонами, которые хотят любой ценой не допустить рождения Сверхдемона.
В свое время "Urotsukidoji" буквально потряс весь мир своей жестокостью, мрачностью и обилием сцен порнографического содержания, что для неподготовленного зрителя было откровенным шоком, но в то же время вызвало и небывалый интерес, учитывая весьма интригующую и неординарную сюжетную линию. Особенно это касается идеи апокалипсиса, в которой нашли отражение религиозные и оккультные мотивы вкупе с проблемой сексуальности (конец света как метафора оргазма и финального этапа взросления). Мало тайтлов того времени настолько детально и образно подходили к данному вопросу. Помимо "Urotsukidoji" в изображении всемирной катастрофы я бы выделил разве что "Навсикаю из Долины Ветров" и "Акиру".
При просмотре сразу выделяется визуальная часть. По меркам 80-х в аниме был вложен довольно приличный бюджет, что само собой отразилось и на анимации, уровень которой с каждой серией продолжал расти. Это касается как и задних планов города до и после разрушения, так и дизайна персонажей. В особенности я бы отметил образы демонов, которым мог бы позавидовать даже Кавадзири. Сделаны они исключительно мерзостно и отталкивающе, подчеркнуто гротескно. Большое внимание уделяется и лицам, больше приближенным к общечеловеческим стандартам, нежели к анимационным.
В "Urotsukidoji" секс и насилие играют главенствующую роль. Любой конфликт в этой вселенной решается посредством силы, унижения и разрушения, подкрепляя все это литрами крови, стонами одновременно агонизирующих и получающих удовольствие девушек (губы говорят "нет", а тело говорит "да") и пейзажами уничтожаемого города. В интервью на вопрос, почему Хидеки Такаяма (режиссер аниме) решил поведать миру столь жестокую историю, он сказал: «Ничто не вызывает такую сильную реакцию у человека, как секс и насилие. Их сочетание оказывает по-настоящему сильное воздействие».
"Urotsukidoji" - бездна для искателей глубинного смысла. В нем можно увидеть огромное количество символов, явлений, фобий и человеческих страхов. Как то: мужской комплекс ненужности и патриархат - образ доминирующих над женской сущностью самцов и демонстрация собственной мужественности; образ женщины - матери всего живого и дарительницы жизни, а также чрезвычайно мощной силы и вызывающей сексуальности (особенно показателен эпизод совокупления между демоном и сестрой Амано Дзяку); "зубчатое лоно" или vagina dentata - символ независимости женщины и преодоление традиционных гендерных ролей; апокалипсис как символ финансово-экономических бурлений в Японии в конце 80-х; Сверхдемон как образ США, подвергшего Японию оккупации в 1945-1952 г.г. - своего рода "перерождение мира" и т.д.
Напоследок повторюсь. "Urotsukidoji" - аниме не для всех. Язык не поворачивается назвать его прекрасным, но уж точно и не бездарным. Талант и заслуги его создателей неоспоримы. Это аниме на долгое время вперед задало планку качества для всей будущей хентай-индустрии и весьма успешно вписало себя в один ряд с прочими представителями аниме-классики.
Заключение
Появление в японской анимации конца 80-х и начала 90-х годов мотивов чрезвычайной жестокости и откровенного содержания является отнюдь не случайным обстоятельством, а вполне закономерным явлением, обусловленным комплексом взаимосвязанных причин: сложной исторической и экономической обстановкой в стране, взрослением аудитории и формированием категории "отаку", поиском новых сюжетов и способов выражения, влиянием западного кинематографа, а также появлением нового видео-формата "OVA", изначально предназначенного для продажи аниме на видео и давшего новую степень свободы для режиссеров и сценаристов.
Разумеется, мною было охвачено далеко не все аниме того времени, отвечающее теме обзора. В том числе: Megazone 23 OVA-2 (1986), Angel Cop (1989), Midori - Shojo Tsubaki (1992), Ninja Scroll (1993), Vampire Hunter D (1985), Battle Angel Alita (1993), Bio-Booster Armor Guyver (1989), Cyber City Oedo 808 (1990) и многие другие.
Искренне надеюсь, что вам было интересно читать этот обзор.
Автор AwL
@темы: Творчество чужое, АНИМЕ и иже с ним..., в вихре времён